Фотография — одно из самых выигрышных предложений для модного дома. Лучший выбор совершают люди с насмотренным глазом, те, кто видел десятки выставок, разбирается в технике, тираже, авторах и школах.
С начала 2000-х годов в Москве существует фотогалерея имени братьев Люмьер. А с 2010 года на территории фабрики «Красный октябрь» открыт Центр фотографии имени братьев Люмьер, площадка, которая работает с профессиональными фотографами, фотографическими коллекциями и фотовыставками. Основатель Центра фотографии Наталья Литвинская рассказала о том, какую выбирать фотографию и где ее покупать.
Четыре ярмарки и один принцип. Среди ярмарок фотографии нет такого разделение, что на одни едут коллекционеры, а на другие — покупатели фоторабот для дома (то есть профессиональные дизайнеры). Конечно, самой главной, самой дорогой и пафосной является парижская Paris Photo (8-11 ноября 2018).
Всегда интересна ярмарка — AIPAD Show (4–7 апреля 2019), в ней участвуют члены американской ассоциации дилеров, которые специализируются на фотографии. Гости, покупатели — со всего мира, продавцы — только американцы. На AIPAD Show — огромный выбор фотографии ХХ века.
Из относительно новых выставок мне нравится амстердамская Unseen Photo Fair (21–23 сентября 2018). Принцип выставлять только новые, нигде не засвеченные работы, привлекает интересных продавцов и не менее интересных гостей. Столица Нидерландов уверенно заявляет о себе как о месте, где ценят и понимают суперсовременное. На Unseen хорошо получить удовольствие от атмосферы: галереи выставляются в Westergasfabriek, на территории одного из четырех газовых заводов Амстердама, возведенных еще в XIX веке. Дилеры здесь, в основном, из Старой Европы: Мюнхена, Парижа, Лондона, Берлина и Амстердама.
Еще я бы отметила Photofairs/Shanghai (21–23 сентября 2018). Там фирменное предложение, конечно, современная китайская фотография, которая не разочарует. В Китае действует государственная программа поддержки современного искусства. И это дало плоды: китайская фотография просто взорвала рынок. Они умудряются как-то соединять и абсолютную современность, и идентичность, и связь с традиционной живописью: великолепные работы по цене 10-15 тыс. долларов.
Обратите внимание и на ярмарки-сателлиты, которые образуются при крупных площадках. Например, Photo Basel, Liste и Volta, в дни проведения Art Basel, — на всех можно найти интересные фотографические работы.
Темы и герои. Как и в любом музее, у нас есть выставки двух типов — проекты, посвященные «брендам» и кураторские экспозиции. Имена «брендов» — героев персональных выставок, могут быть любыми — Ирвин Пенн, Диана Арбюс, Лени Рифеншталь. Это музейное шоу, которое рассказывает о крупном мастере — он давно популярен, любим, все хотят увидеть его произведения своими глазами.
Кураторские выставки — те, в которых собираются произведения разных авторов. Они — трудоемки, но результаты таких кураторских работ могут оставлять след, меняя культуру. У нас был такой проект «(Не) возможно увидеть: Северная Корея» — работы 19 фотографов. Цель — попытаться проникнуть в сознание жителей закрытой тоталитарной страны. Отдельный раздел сформировали советские мастера разного масштаба, с разными биографиями, которые по 5-6 лет снимали жизнь в Северной Корее.
Фотоагентства и репортаж. Один их последних наших проектов — выставка независимого фотоагентства NOOR. Десять лет назад очень молодые энергичные фотографы-репортеры объединились, чтобы рассказывать миру о мире.
Сегодня агентство — это 16 фотографов из 13 стран: для NOOR работают Нина Берман, Андреа Брюс, Стэнли Грин и Джон Ловештейн (США), Пеп Бонет и Себастьян Листе (Испания), Бенедикт Кюрзен (Франция), Юрий Козырев (Россия), Франческо Зизола (Италия), Аликсандра Фадзина (Великобритания), Кадир ван Лохёйзен (Голландия), Таня Хабджука (Иордания), Робин Хаммонд (Новая Зеландия), Арко Датто (Индия), Санне де Вильде и Леонард Понго (Бельгия). Авторы годами снимают свои темы.
Если направленность культового агентства Magnum всегда была подчеркното гуманистической, то NOOR делает ставку на нуар. Стэнли Грин, автор культовой книги «Черный паспорт», снимал падение Берлинской стены в Германии, освещал военные конфликты по всему миру, в том числе Чеченскую войну. Грин говорит: «Если замечаешь что-то болезненное, используй свою камеру как скальпель». Наши российские фоторепортеры делают настоящие карьеры, когда входят в пулы международных фотоагентств. Из России они не видны.
Осенние перспективы: фотографы США. Мы готовим большую выставку, посвященную творчеству гения, Эзры Столлера (Ezra Stoller). «Раньше архитекторы нанимали фотографов, говорили, что и как нужно сфотографировать, а те шли и делали, как было сказано. Со мной архитекторам было трудно. Мало кто из них мог дождаться, пока я сделаю снимок». Американский автор второй половины ХХ века, Столлер не просто снял все выдающиеся памятники американского модернизма, он выработал свой метод и каноны архитектурной фотографии.
Люди с удовольствием смотрят архитектурную фотографию, особенно в России. Мне кажется, у нас это происходит от того, что в реальности мы не избалованы эстетской, интересной архитектурной средой. Смотреть нам, по большому счету, почти не на что. У нас есть отечественная традиция архитектурного кадра — Наум Грановский, Игорь Пальмин.
Для ярмарки Cosmoscow мы готовим выставку, посвященную американским фотографам ХХ века. Несмотря на то, что ярмарка коммерческая, мы делаем очень выверенный, художественный проект. У нас будут Эллиотт Эрвитт, Рут Оркин, мастер, работавшая в 1930-40-е годы, гениальный Стив Шапиро, фотограф номер один в США.