Может ли интерьер служить источником вдохновения для современных творцов? Да, если это апартаменты великой Коко Шанель, сочиненные ею самой.
По теме: Русское вдохновение: коллекция драгоценностей Chanel
Парижская рю Камбон вот уже полвека связана с Домом Chanel. В здании по адресу 31 rue Cambon великая мадемуазель работала, принимала клиентов и гостей последние семь лет жизни. Здесь она проводила большую часть времени и только спать отправлялась в собственный сьют, расположенный неподалеку от отеля Ritz (в нем она скончалась 10 января 1971 года). Спальни на рю Камбон не было никогда: Шанель ревностно сохраняла за недвижимостью статус мастерской.
В доме — четыре этажа. На первом расположен бутик Сhanel, на втором — примерочные, на четвертом — мастерская, а вот на третьем — самое интересное — знаменитые на весь мир, уже ставшие памятником интерьерного искусства апартаменты. Их обстановку сохранили в точности такой, какой она была при великой Коко.
Что в интерьере? Богатые композиции, многодельные фактуры и детализированная резьба. Габриэль Шанель теряла жизненную энергию и нуждалась в допингах. Ее лекарством были ночные бдения, спиритические сеансы и, конечно, сам интерьер, в каждом элементе которого будто пытается заговорить история. Коко смешала невероятный коктейль: в комнатах — антикварные кресла, венецианское зеркало XVIII века, римская мраморная копия греческой Венеры, люстры с подвесками из горного хрусталя... Здесь трудно находиться долго: высокая концентрация старинных предметов, аутентичное отсутствие кондиционеров.
Отовсюду на гостей глядят талисманы: лягушки — символы бессмертия, львы (астрологический знак Шанель), верблюды. Как мантры повторяются любимые ею звезды, колосья, камелии. Особое место занимают роскошные ширмы в технике коромандель, которыми Шанель закрывала дверные проемы, чтобы гости не уходили слишком рано.
Коромандель — изысканный декор китайских ширм и популярных в XVIII веке «пузатых» комодов с ножками-кабриолями, отголоском европейского увлечения восточной экзотикой. Модники при дворце Людовика XV не могли устоять перед китайщиной: всем нравилось черное дерево, позолоченная ртутным образом бронза.
Коромандель ввел в обиход мастер Жозеф Баумайер: на поверхность, покрытую белым грунтом, капали до сотни слоев черного лака. Потом наносили рисунок. При обработке отдельные части лака снимались, а белые пятна подкрашивались золотом. И вот из темноты проступают горные ландшафты с пагодами, легкие мосты, плавающие по воде джонки и непонятные иероглифы в картушах. По собственному признанию, Шанель влюбилась в коромандель в юности. Более того, именно старинная китайская ширма была первой купленной ею ценной вещью. Она собрала их около 30, но часть раздала еще при жизни.
Интерьеры на рю Камбон — книга мудрости — до сих пор служит историческим лукбуком для прославленного бренда. Здесь Карл Лагерфельд фотографирует юную Кайю Гербер для рекламной кампании сумок. Здесь он черпает идеи и вдохновение для коллекций Haute Couture, а ювелиры Chanel подсматривают мотивы для уникальных часов и украшений High Jewelry. Оммаж шинуазри выглядит свежо и эффектно в золоте и драгоценных камнях Coromandel, коллекции в лучших французских ювелирных традициях, уже ставшей событием 2018 года.