Квартира в мегаполисе и загородный дом — два принципиально разных типа жилья? Жулиана Васконселос доказала обратное.
По теме: Бразильский модернизм. Парижская выставка
Красавица бразильянка с модельной внешностью Жулиана Васконселос — один из учредителей бюро Vasconcellos Maia Arquitetos Associados. С мужем и двумя детьми она живет в Белу-Оризонти, шестом по величине городе страны. Здесь же обосновалась ее близкая подруга, которая купила апартаменты площадью 420 кв. метров (в Бразилии, как и в России, люксовое жилье стремится к макси-размерам).
Здание современной архитектуры, построенное в конце 1960-х, расположено в окружении себе подобных в районе Лордес — центральном, зеленом и, пожалуй, самом приятном в мегаполисе. Дом стоит на приватной охраняемой территории, квартира удачно расположена на первом этаже.
«Это давало шанс объединить гостиную с пространством outdoor и в городском жилье создать ощущение отпускного дома на природе, — рассказывает Жулиана. — Логично, что приятельница обратилась за помощью ко мне: наша архитектурная мастерская известна постройками в духе «тропического модернизма», где первый уровень обязательно открыт, а граница между домом и улицей размыта.
Чтобы добиться нужного эффекта, мало было снести перегородки. Мы еще и поработали как ландшафтники, разбили сад с буйной зеленью и водоемом, похожий на фрагмент тропической сельвы: он прикрыл холод индустриального бетона. Открыв насколько возможно гостиную, мы создали связанный с ней новый павильон, где теперь находятся летняя столовая и кухня. А то пространство, где столовая была раньше, трансформировалось во вторую гостиную, более приватную и уютную».
Проект на бумаге может выглядеть безупречно, но в реальной жизни порой возникают неожиданные препятствия. «Во время строительных работ обнаружились конструктивные элементы здания — несущая колонна и горизонтальная балка в стене, — рассказывает Жулиана. — Они помешали осуществить задуманное — полностью объединить интерьер с улицей. Пришлось искать новое решение. Чтобы замаскировать конструктив, мы создали оригинальную структуру: со стороны гостиной она выглядит как разноуровневый стеллаж, а со стороны улицы — как г-образная перегородка. Перед ней еще поставили скульптуру обезьяны из дерева, отвлекающую внимание: перегородка будто служит ей задником».
Особенность бразильского интерьера — обилие дерева. Оно продиктовано не только эстетическими пристрастиями населения, но прежде всего экономикой и географией: влажно-экваториальные вечнозеленые леса — гилеи, или сельва, с ценными видами деревьев (свыше 4000 видов) занимают основную часть территории; по запасам древесины твердых пород Бразилия держит первое место в мире. Неудивительно, что для отделки пола здесь обычно выбирают доску из ипе, кумару или жакаранды, а не керамическую плитку или мрамор. В данном случае, чтобы создать ощущение единства интерьера и нового уличного павильона, архитекторы и тут и там обшили потолок доской из бразильского ореха. А вот пол разбили: внутри орех, снаружи — травертин.
При выборе предметов архитекторы отдавали предпочтение бразильским дизайнерам. «Задачей было соблюсти баланс между различными десятилетиями, — объясняет Жулиана. — Мы смешивали разные бренды. Latelier, Cimo, Forma, Teperman — некоторые из них уже не существуют, но они стали важной частью предметной истории страны». Особая гордость — образцы Сержиу Родригеса (1927–2014), которого называют классиком и отцом бразильского дизайна; он мастерски работал с деревом. Что касается произведений искусства, здесь хозяева тоже отдали предпочтение компатриотам. Среди авторов Амилкар и Родригу де Кастру, Сирон Франку, Эркулес Барзотти. Народное искусство представлено скульптурой обезьяны работы резчика по дереву Валдира Гомеса Рибейру.
Как и во всяком топовом проекте, здесь много вещей индивидуального изготовления, спроектированных архитекторами. Особенно хороша кухня в жакаранде. «Нашей главной задачей была элегантность. Мы спрятали всю технику: холодильник, посудомоечную машину, духовку и гриль для барбекю. Приборы встроены по бокам от раковины».
Благодаря обилию деревянных отделок и мебели в доме сложилась натуральная палитра. Ковры из шелка и шерсти, которые прибыли из Индии, также выдержаны в нейтральной гамме. «Подобная основа дала нам возможность устроить взрывы цвета: бордо в изогнутом диване от Neobox или зеленый в стоящем рядом кресле. Много ярких красок дарят произведения искусства, а также пышный сад.