Успешный австрийский скульптор Эрвин Вурм рассказал журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН, как он поселился недалеко от Вены. В каменных монастырских покоях XII века, в окружении косуль и лебедей.
По теме: Biennale di Venezia: Эрвин Вурм, Австрия и русский грузовик
Глядя на ироничные, эпатажные скульптуры Эрвина Вурма, никогда не скажешь, что этот мастер может быть очарован старинной архитектурой. Между тем он выбрал для жизни монастырскую постройку. «Когда мы купили здание XII века, в нем находилось шесть квартир, — рассказал нам Эрвин Вурм. — Моей мечтой было вернуть его к состоянию, максимально близкому к историческому. Я разработал планировку, но в итоге от нее не осталось и следа! Дом сам диктовал нам дизайн, навязывал атмосферу, принимал и отклонял предложения.
Самое трудное в исторической постройке — нащупать верные материалы. Мы делали акценты на дереве, металле, стекле. Очень важно понимать, что ты хочешь получить в результате, — мало кто обладает этим точным знанием в начале пути. И вообще я заметил, что люди (и я в том числе) довольно плохо знают собственные вкусы. В доме я разместил свою коллекцию: я давно собираю искусство, в последнее время все сильнее погружаюсь в дизайн.
Мне нравится мешать старое с новым. Так, чтобы разные временные слои поддерживали или задевали друг друга... Нам повезло с местом: вокруг дома большой парк, озеро, бродят косули, летают куропатки. Гостей водим смотреть на королевских лебедей. Со мной постоянно находятся жена и дочь. Жизнь протекает так: в течение 8–9 месяцев я работаю в своей студии. Затем 3–4 месяца путешествую с выставками. И с удовольствием возвращаюсь в свой австрийский дом».
Чтобы расчистить монастырское здание, пришлось снести множество стен — повсюду были маленькие комнаты и большие коридоры. Эрвин Вурм получает эстетическое наслаждение от архитектуры, поэтому оставил ее главным героем своего дома. Скульптор не боится голых стен и пустых пространств. Он понимает, что, произведения искусства (включая его собственные) в чистых объемах смотрятся значительнее. А дорогой коллекционный дизайн предстает умело аранжированной музейной экспозицией.
Все стены дома оштукатурены и выкрашены в сложные оттенки: серые, бежевые, грязно-розовые. Стены красились в несколько слоев, один просвечивает сквозь другой — этот прием называется лессировкой. То там, то тут появляются акценты, придающие старинному дому современное звучание. За счет смелого цветового решения становится ясно: этот дом принадлежит художнику и человеку, готовому к экспериментам.
У Вурма за плечами много лет преподавания скульптуры в лучших европейских учебных заведениях, так что артистичную форму он видит и ценит в любых жанрах. Вурм любит дизайн. Среди близких его сердцу мастеров — француз Жан Пруве, итальянец Джо Коломбо, датчанин Арне Якобсен. Кроме того, он интересуется американской мебелью 1950-х годов и, как сообщил нам, готов развивать свою коллекцию в этом направлении.
Как опытный художник и экспозиционер, Вурм умело корректирует объемы XII века. По всему дому, на двух этажах, даже в ванных, сделан дощатый пол из светлого дерева. Он объединяет пространство, визуально увеличивая комнаты, и идеально отвечает духу монастырской постройки. А кухня выложена активной черно-белой плиткой. Благодаря оптическому эффекту помещение становится более модным и теплым.
«Самое трудное в исторической постройке — нащупать верные материалы».