Столичную квартиру в ЖК «Литератор», по соседству с музеем-усадьбой Л.Н. Толстого в Хамовниках, Юлия Якушина перепланировала из двух. «Изначально было две, не очень большие квартиры, и мне удалось объединить их в одну, согласовав проект во всех инстанциях, — рассказывает дизайнер. — В целом получилось 150 кв. метров.
Расположение окон позволило организовать спальню родителей, комнату дочери, комнату сына и гостиную, совмещенную с кухней-столовой, три гардеробных, холл, постирочную и три санузла.
Заказчики — люди среднего возраста, семья современная и активная. Много путешествует, любит театр, кино, интересуются искусством. Часто принимают у себя друзей. Двое детей: дочь – студентка, сын – школьник. Семья жила в собственном доме за городом, квартира была куплена в основном из-за детей, чтобы они могли комфортно учиться, видеться со сверстниками, а не проводить время в машине, добираясь часами домой.
В московской квартире нужно было обеспечить тот комфорт, к которому они привыкли: достаточное количество санузлов и гардеробных, выкроить хозяйственную комнату, отдельные комнаты для детей, места для работы и занятий, а также гостиную, в которой все вместе могли бы собираться, разговаривать и смотреть интересные фильмы.
Нужен был и большой обеденный стол для семьи и ее друзей. Что ценно, заказчики точно знали чего хотят: никакой «классики», квартира должна быть легкой и современной, как и сама семья.
Основная задача, которую пришлось решать при перепланировке, это объединение «гостиной-кухни-столовой» на площади 35 кв. метров, но так, чтобы осталось пространства. Это повлияло и на выбор мебели: угловой диван с изящными формами дизайна Антонио Читтерио для Flexform, небольшие кресла, телевизор, встроенный в шкаф. Это даже не шкаф, а система хранения, которая начинается в гостиной, а заканчивается в коридоре там, где располагается приватная зона.
Кухонная мебель была спроектирована таким образом, чтобы находясь в гостиной не было ощущения, что ты — на кухне. Вся система хранения и кухонная техника с винным шкафом были выстроены в единую стену черного матового цвета с фрагментом из стекла.
В гостиной два больших окна в пол, дающие много света. Часть его попадает, а это всегда плюс, во входную зону. Дверей ведь нет, — планировка открытая. Но, поскольку с дивана, тоже хорошо просматривается входная дверь, я решила ее сделать невидимой. Дверь, как и вся стена, были обшиты панелями того же цвета, что и кухонная мебель. Дверь исчезла.
Зону хозяйской гардеробной и спальни также было решено не перекрывать глухими дверьми. Там я расположила раздвижные прозрачные перегородки Rimadesio, закрывающиеся только на ночь. Такие же перегородки установлены и в самом начале приватной зоны, чтобы при необходимости отделять ее от общей. Похоже немного на архитектуру японских домов, где раздвижные перегородки делят на ночь пространство на комнаты.
Перегородки почти всегда открыты, поэтому перспектива, открывающаяся из зоны гостиной-столовой-кухни и холла, делает пространство куда большим и просторным, чем это есть на самом деле.
Также я старалась уйти от симметрии, которая больше подходит для классики. С асимметрией работать гораздо сложнее, но интересней. И результат совсем другой — динамичный. Это то, что нужно для современной квартиры, которая находится в центре большого города. Так же, как и в архитектуре самого жилого здания, я использовала игру выступающих объемов, продолжая ее в интерьере.
Одной из основных задач было визуально увеличить пространство и сохранить его цельность, а большое количество отделочных материалов могло бы разорвать его на части. Стены отштукатурены и покрашены. Одна из стен и двери в коридоре покрыты микроцементом, как и стена в гостиной. В санузлах я использовала керамогранит из коллекции Pico, дизайн братьев Буруллеков для Mutina.
В хозяйской ванной комнате часть стен покрашена, а часть выложена керамогранитом из коллекция Mews, дизайн Barber & Osgerby для Mutina. В отделке ванной комнаты я использовала тик. Перегородки, мебель, вставки, — были сделаны на заказ.
Основная палитра проекта — нейтральные цвета. Мне хотелось, чтобы видны были в первую очередь формы, материалы, фактура, архитектура, а не цвет. В квартире есть несколько помещений, выкрашенных в темные оттенки: это хозяйская спальня и ванная комната.
Существует довольно распространенное заблуждение, что темные цвета делают комнату меньше. Это совсем не так, они расширяют, но для того, чтобы все работало как надо, тона должны быть очень темными. Панели и входная дверь вообще черные, часть кухонной мебели тоже. Черный цвет дает глубину, и входная зона, и гостиная, совмещенная с кухней, стали больше.
Комната сына довольно маленькая, поэтому выбрали прохладный бирюзовый, который делает комнату больше. Комната дочери — розовая, но в сочетании с серым. Розовый был выбран задолго до того, как это стало модным. И оказался совсем не прост. Было сделано много выкрасов. Тот, что нравился изначально, вспыхивал на солнце.
Цвет гостиной тоже доставил несколько неприятностей, но тут виной всему оказался дом напротив. Его фасад темно-вишневого цвета, и рефлекс от него окрашивал серый цвет стен в красноватый оттенок. В результате было решено с рефлексом не бороться, а напротив усилить его и выбрали ткань на шторы почти такого же цвета. Потолок в гостевом санузле покрасили в глубокий сложный красный цвет, это оказалось очень эффектно в маленьком гостевом санузле.
Почти вся мебель — визуально легкая, приподнятая на ножки. Это не случайно. В небольшом пространстве массивную мебель ставить нельзя, чем больше видна площадь пола, тем больше кажется комната. В квартире — технический свет от Flos (серия The running Magnet) с магнитным креплением прожекторов и возможностью переставлять их в любое место, добавляя, если недостаточно света.
Мне удалось объединить две квартиры в одну и создать цельное пространство в едином стиле. При относительно небольшой площади для каждого члена семьи были созданы комнаты со своим характером, отвечающие их пожеланиям, что для меня очень ценно.