Архитекторы Павел Абрамов и Ольга Калина (бюро «Ардепо») провели реконструкцию. Проблемное здание превратили в совершенное.
«Красивый дом — такого словосочетания в моем лексиконе нет, — говорит архитектор Павел Абрамов. — Я говорю «логичный», «гармоничный», «соответствующий контексту». Ни один архитектурный объект сам по себе, вне контекста, существовать не может».
Проект, на который его пригласили, явно находился в конфликте с окружением. «Там всё было отвратительное, начиная с планировки и кончая цветом. Заказчики купили участок на Николиной Горе уже с домом. Мечтали проводить здесь выходные. Место красивейшее, фактически часть леса, но в нем почему-то оказалась постройка, выкрашенная в салатовый, розовый и желтый цвета — три не связанных объема под одной крышей. Это надо было видеть». Заказчики дом сносить не хотели (хотя, как показало время, это было бы проще, быстрее и дешевле). Решили перестраивать.
«Вообще, любая реконструкция — неблагодарное занятие, — считает Павел. — Надо включиться в уже существующую идею, подогнать ее под новых хозяев, а ведь это абсолютно другие люди. А здесь еще приходилось решать множество технических проблем. Невозможно рентгеном просветить весь дом, а, как выяснилось, он был выстроен некачественно. Возникающие в процессе работ неприятности влияли на конструкцию.
В доме была масса ненужных коридоров и холлов, а функциональных помещений не хватало, притом что площадь — достаточная (700 м). Это издержки плохой планировки. Когда получается организовать внутренний сценарий жизни, то все бесполезные комнаты исчезают автоматически. А на стержень правильной структуры легко нанизывается все остальное».
Планировка и конфигурация изменились, но несущая основа осталась. Дом одели в декоративную оболочку. Как костюм, сшитый хорошим портным, она камуфлирует недостатки «фигуры». Старые стены находятся за обшивкой из лиственницы, прежняя кровля — под новой, из меди. Большие окна до пола стирают барьер между интерьером и экстерьером. «Хотелось затянуть природу в дом». Реконструкция «дачи» оказалась столь удачной, что заказчики подумывают переселиться сюда из Москвы. Их можно понять.
Много усилий было потрачено, чтобы новую планировку увязать с уже имеющейся конструкцией. Например, камин был раньше встроен в перегородку. Ее снесли — и он оказался в центре. «Ни положение, ни размер камина изменить я никак не мог, был привязан к дымоходу, к фундаменту». Теперь топку обрамляют две монолитные несущие колонны, на которых держится фактически весь второй этаж. Их маскирует облицовка. 10-миллиметровый прокатный лист, не обработанный, а лишь покрытый лаком, создает великолепную, выразительную фактуру.
Гостиная, столовая и кухня представляют собой единое пространство. «Вообще-то мне не очень нравится идея присоединения кухни в загородном доме, — говорит Павел. — Здесь все-таки более размеренный, спокойный образ жизни, чем в городской квартире, и кухня скорее производственное помещение. Но заказчица настояла на интеграции. Семейные завтраки и ужины проходят за кухонным островом, а за обеденным столом собираются с гостями».
По словам архитектора, он не хотел создавать глухо закрашенные «туповатые плоскости». Стремился получить объем, нюансы цвета, фактуру, чтобы стена не выглядела офисной. В результате выбрана многослойная декоративная покраска. Светлые фрагменты богатых оттенков соединяются с темными. Это усложняет пластику стен, обогащает архитектуру.
«В бассейне всегда есть проблема повышенной влажности. Ее надо «уводить». В данном случае инженеры наделали на потолке множество решеток, отверстий, воздуховодов. И чтобы потолок не выглядел израненным, в заплатках, я решил сделать одну большую решетку. Она располагается точно над чашей, проецируется на воду. И воспринимается как декоративное решение потолка. Что подтверждает: если решение грамотное и функциональное, то оно часто логичным образом оказывается декоративным».
«Очень трудно выбирать мебель. Стеллажи, шкафы, тумбы именно такого размера, как нужно в данном помещении, сложно найти среди стандартных моделей. Многое приходится изготавливать на заказ. Чего я никогда не делаю по спецзаказу, так это диваны. У итальянцев отработанные технологии, серьезный опыт. Например, мне нравятся модели Flexform: удобные, служат долго, и, что ценно, они настолько нейтральные, что их можно ставить в любой интерьер».