Жилище четы Валуа — лофт в центре Парижа. Мебель Рульмана соседствует с работами Сола ЛеВитта и Хельмута Ньютона. Концентрация топовых вещей высока. Но хозяевам это нравится.
Дилеры, знатоки ар деко свою первую галерею Vallois на улице Сены Шеска и Робер Валуа открыли в начале 1970-х. И тогда поклонников этого стиля было немало, но настоящая охота за вещами Жака-Эмиля Рульмана, Жана Ройера, Эжена Принца еще не началась. Сегодня шедевров на рынке все меньше. Но у Валуа выставлено лучшее из того, что было создано в период между двумя войнами. В 2003 году они открыли галерею современной скульптуры. Там есть и работы русских мастеров: Бориса Заборова, Юрия Купера и Александра Косолапова.
Супруги Валуа обосновались в самом сердце Латинского квартала, на улице Сены, тридцать лет назад. Здесь находятся и две их галереи, и собственный дом. На поиски жилья в одном из самых дорогих и живописных кварталов Парижа ушло почти четыре года. В итоге Шеске и Роберу приглянулось двухэтажное здание XVII века, правда в плачевном состоянии. Раньше его занимала мастерская по изготовлению кухонь — там не было даже окон на первом этаже. Чтобы сделать его светлым и просторным, понадобилась полная реконструкция.
Внутреннее пространство разделили по высоте на две части. Наверху устроена приватная зона, нижняя часть предназначена для приема деловых партнеров и встреч с друзьями. Теперь это самое ослепительное место в доме. Свет проникает через потолок и стеклянную стену, за которой открывается живописный внутренний садик. Вдоль прозрачной стены тянется открытая анфилада гостиных.
Несущие колонны разделяют их на своеобразные экспозиционные залы, где расставлены шедевры ар деко. Лучше всего собрание первого этажа видно из столовой, расположенной перпендикулярно анфиладе. Гостям есть чему подивиться. Оставив пальто в прихожей на кресле Жана Дюнана, они попадают в первый «зал».
Здесь расположился стеклянный, с перламутровой вставкой, уникальный комод Рульмана, одного из основоположников ар деко. (Когда-то он принадлежал Карлу Лагерфельду.) Знаменитая ширма с подвижными створками, визитная карточка Эйлин Грей, отгораживает главную гостиную. На небольшой площади собран великолепный ансамбль, где ведущие партии исполняют диван Франка, кресло Гру и светильники Шаро с плафонами из алебастровых пластин...
В окружение ар деко естественным образом вписались кинетические скульптуры Александра Кальдера и даже концептуальные панно Сола ЛеВитта. Конечно, дом Шески и Робера напоминает музейные «комнаты стиля» — слишком много хрестоматийных, знаменитых вещей. Но для хозяев это естественная среда обитания.