Архитектор Бернарду Родригеш — об уникальном доме на острове в Атлантике в эксклюзивном интервью журналу ИНТЕРЬЕР+ДИЗАЙН. «Красота — это то, что апеллирует к органам чувств, что воспринимается глазами и всем телом. Соответственно и архитектура, чтобы быть красивой, безусловно должна обращаться к чувствам. Гармония форм, материалов и пропорций сообщает зданию комфорт, дарит покой в мыслях и безопасность, а в идеале — вызывает воспоминание об изначальном доме: утробе матери. Плюс некоторая доля театральности — это обязательное условие красивого здания.
Лучшие жилые постройки, по моему убеждению, были созданы в эпоху Ренессанса. Виллы Андреа Палладио, вилла La Roca его современника Винченцо Скамоцци в Италии, в области Венето, — для меня они бесспорные образцы прекрасного.
После двух мировых войн модернизм был неизбежен. Он изменил большинство городов Европы и выполнил свое назначение: огромное число людей благодаря ему обрело жилье надлежащего гигиенического качества. Но теперь в наши дома пора привнести другие свойства. Конечно, это экологичность и устойчивое развитие, но не менее важна психологическая составляющая: нам необходимы те комфорт, гармония и чувство защищенности, которые дают исторические постройки.
Их богатство цвета, фактур и форм, взаимодействие поверхностей, скользящий по воде луч солнца, драматическое использование тени и света, которое итальянцы называют chiaroscuro, — техника, до совершенства доведенная Леонардо да Винчи. Все это я хотел воплотить в своем проекте House on the Flight of Birds.
Несмотря на экспрессивную архитектуру, мое здание абсолютно классично: в плане — палладианский квадрат 15 х 15 м. Примечательно, что муниципальные инстанции утвердили проект без проблем.
Дом стоит на острове Сан-Мигел в Атлантическом океане. Я здесь родился (и построил не одну виллу), здесь живут мои родственники по отцу. Это фантастически красивое место. Отрезанность от материка, окружение океана, суровая природа, штормовые ветра, дожди — все это вызывает необходимость в убежище в самом прямом смысле слова.
Заказчики — молодая пара сорока с небольшим, моя двоюродная сестра и ее муж, обоих я знаю с детства. У них две дочки восьми и двенадцати лет. Сестра с мужем медики, очень социализированны и активны, любят принимать гостей и родственников. Им нужна была защищенная площадка, чтобы, даже когда льет дождь и дует ветер, можно было устраивать обеды и ужины на свежем воздухе. Мы придумали два крытых патио, надежно загороженных стенами, и полностью застекленную, чтобы видеть изумрудную траву и деревья, гостиную.
На втором этаже комнаты, напротив, более закрытые, камерные. Создать пространство, которое укрывает от непогоды и солнца, поддерживает оптимальную температуру и в то же время открывает бескрайний вид на окружающую природу, ухоженную ферму и грандиозный дикий ландшафт, — эта идея была интересна мне как архитектору».
Местонахождение проекта — муниципалитет Рибейра-Гранде на северном побережье острова Сан-Мигел. Он входит в Азорский архипелаг — это два часа лета от Лиссабона на запад. Здесь практически нет промышленности, царствует восхитительная природа. Бернарду Родригеш, Bernardo Rodrigues Arquitecto, споря с канонами модернизма, не стал встраивать дом в ландшафт, а, напротив, ярко выделил его: «Произведение человеческих рук и ума должно не скрываться, а громко заявлять о себе».
Родригеш применил традиционный для критикуемого им модернизма материал. Однако сверху покрыл бетон штукатуркой. С фасадов она покрашена в бледно-серый и красный тон, который особенно красив на закате; внутри появляются коричневый и нежно-зеленый. Стальные рамы дверных и оконных проемов с внутренней стороны отделаны деревянным кантом (это хорошо видно на фото кухни справа): дерево более дружественно человеку, чем металл.
«Главной моей задачей было создание рафинированного комфорта, сравнимого с тем, что человек испытывает в материнской утробе. Я хотел передать первые впечатления человека о свете, звуке и температуре воздуха, ощущение пребывания в ласковой водной среде».
Идея «водной среды» воплощена буквально: в крытом патио устроен пруд. По его поверхности красиво скользят солнечные лучи, проникающие сквозь световые фонари и прорези в кровле. Патио с прудом — буферная зона. Защищает застекленную гостиную от ударов стихии, помогает поддерживать оптимальную температуру.
Родригеш использовал преимущественно встроенную мебель: «Я создал объемы, которых не видно, поэтому живущие в доме люди ощущают напрямую материалы, фактуры дерева, металла, воды. Ничто не препятствует их единению с природной стихией».