Проект Евгении и Александра Головиных — апартаменты в венском особняке, построенном в 1907 году для банкира Гутмана. Заказчики — собиратели искусства европейского акционизма. О своей работе рассказывают авторы.
«Для многих, кто живет или работает в Вене, настоящее очарование этого города не в конфетно-туристическом центре, а в ближайшем тихом пригороде. Особенно ценятся 18 и 19 районы с их холмами, виноградниками, стильными особняками — не случайно здесь самая дорогая недвижимость в австрийской столице. Примечательно, что в этих домах часто звучит русская речь, проходят вечера русской поэзии и классической музыки.
Будущие хозяева обратились к нам на стадии выбора жилья. Выбор, поверьте, был сложный: каждый из предложенных объектов уникален, к тому же мы не хотели грубо вмешиваться в планировки, отражающие прогрессивные взгляды зодчих XIX и начала XX века. В домах, которые проектировали архитекторы школы Адольфа Лооса или Йозефа Хоффмана, для современного человека есть некоторые минусы. Так например, ванная комната, считавшаяся в то время роскошью, в доме площадью 500 кв. метров может присутствовать в единственном экземпляре.
Выбор пал на апартаменты площадью 420 кв. метров на первом этаже, с террасой и выходом в большой собственный сад. Особняк построен в стиле историзма архитектором Максом фон Ферстелем в 1907 году для Вильгельма Гутмана — одного из самых богатых банкиров Вены. Сейчас в здании четыре квартиры, одна из которых принадлежит нашему клиенту.
Большие пространства, роскошная анфилада, великолепная лепнина, уникальный, хотя и требующий реставрации, паркет — потрясающий потенциал, который был очевиден для нас, когда мы впервые вошли в дом. Концепция интерьера предполагала сочетание современной обстановки и исторического декора, в значительной степени сохранившегося в первозданном виде.
Апартаменты удовлетворяли почти всем требованиям, но из-за анфиладного построения не хватало одной изолированной комнаты — для ребенка. И это при том, что размер основных комнат достигал 75 кв. метров. Решение оказалось парадоксальным. Мы спроектировали дополнительный, потайной вход из семейной гостиной в спальню — спрятали дверь в шкафу с зеркальными раздвижными дверьми. Проходная комната перед спальней стала детской. Кроме того, в портал прекрасно вписались книжные полки, которые были так необходимы семейной гостиной. Это решение устроило всех, увеличив функциональность и добавив шика двум помещенииям.
Жители Вены бережно хранят свою историю и культуру. Эпоха историзма в архитектуре, противоречивый Лоос и рациональный Хоффман, отрицатели всего предшествующего художники-акционисты 1950-60-х годов — все это не только достояние музеев, но и контекст современной жизни. Вызывающие Отто Мюль, Герман Нич, Джордж Мациюнас с арт-группой Fluxus, Йозеф Бойс, Арнульф Райнер органично звучат в белых классических гостиных дома Ферстеля.
Тему 1960-х развивает гениальный мастер света Серж Муй, а над кухонным островом помещен еще один предмет той эпохи — люстра Sputnik от Stilnovo. Графичные светильники Муя контрастируют с мягкими изгибами люстры, изготовленной в Венеции специально для парадной столовой.
Энергетика акционистов провокационна, и в центре дома мы создали дерзкую цветную гостиную. Помещение с темными стенами и яркими креслами-скульптурами постмодернистской серии UP Гаэтано Пеше — переходная территория между семейной гостиной и парадной частью дома, место для дружеских бесед и детских игр. Третья гостиная взяла на себя функцию приемной, библиотеки и музыкального салона.
Важным аккордом искусства art de vivre являются детали: посуда, текстиль, декор. В доме много стекла от Venini, великолепная посуда от старинного венского бренда J.&L. Lobmeyr, с которым сотрудничали Лоос и Хофман, продолжает удивлять дизайном и качеством.
Мы видели свою миссию в том, чтобы создать пространство для жизни, а не арт-объект. Правильно заданный масштаб, знание вкусов, привычек и образа жизни владельцев заложили перспективы для гармоничного развития интерьера».