Фредди и Мюриель живут напоказ. Зайти к ним может каждый. В Англии у владельцев замков и исторически интересных поместий принято принимать экскурсии. Так же происходит и в лондонском доме супругов Салем.
Само здание, построенное в конце XIX века, особой ценностью не обладает. Гостей привлекает не оно, а коллекция современного искусства — The Cranford Collection. Каждый, кто желает осмотреть ее и выслушать подробный рассказ о работах и авторах, может обратиться в Королевскую академию художеств. Именно там, на Пикадилли, формируются списки любителей арта, которых поведут в дом.
Коллекцию супруги Мюриэль и Фредди Салем основали в 1999 году. И вот на сегодняшний день их частное собрание оказалось одним из самых значительных в Соединенном Королевстве. Оно насчитывает более ста произведений, выполненных в различных техниках. Абстрактная и фигуративная живопись, графика, скульптура, фотография, видеоинсталляции. Всё — суперработы с 1960-х до сегодняшнего дня. Именам иных художников позавидует и Тейт Модерн. Луиза Буржуа, Дэмиен Хёрст, Герхард Рихтер, Гандер Райан, Мона Хатум, Мартин Киппенбергер, Джим Лэмби, Сара Лукас, Габриель Ороско, Розмари Трокель, Франц Вест и многие другие.
Экскурсию по коллекции (с периодичностью раз в месяц) обычно водит ее куратор, доктор Эндрю Рентон, он же директор художественного колледжа Goldsmiths и член экспертной комиссии лондонской галереи The Drawing Room. «Мы не собирались выставлять работы в жилых интерьерах, — рассказывает он. — Но после пятилетних поисков подходящего пространства решили наконец, что это может стать необычным новым опытом. Наслаждаться искусством в частном интерьере — и душевно, и свежо. Я предложил этот вариант хозяевам дома.
Целый год потребовался на то, чтобы приспособить жилое пространство для этих целей: оснастить всей необходимой техникой, создать температурный режим, продумать освещение. Мы разместили работы по хронологии, с учетом тематики и использованных материалов. Меняем экспозицию каждые полтора года. Что касается интерьера, то здесь есть антиквариат и коллекционный дизайн. Однако мы старались, чтобы они всегда оставались в тени арт-произведений. И не оттягивали внимание зрителей на себя».
Фредди и Мюриель не понадобился специалист по интерьеру. Белые стены, белые потолки, минимальное количество фактур — в доме нет декора, за исключением разве что скромной старой лепнины. Все важные функции берут на себя произведения искусства. Они дарят цвет, организуют пространство, расставляют акценты.
Самый дорогой британский художник — Дэмиен Хёрст — в числе ценных авторов Сranford Collection. Над камином висит одна из его «точечных» картин: цветные кружочки ровными рядами. Работы этой обширной серии носят, как правило, названия лекарственных препаратов. Хёрст не скрывает, что картины исполняют его помощники, а он указывает, какие краски использовать и как разместить, после чего ставит подпись. «Стать брендом — важная часть жизни. Таков уж наш мир», — говорит он. В 2003-м его произведение было использовано в качестве таблицы для калибровки инструмента на британском аппарате Beagle — Хёрст стал первым автором, побывавшим в космосе.
Французско-американский живописец и скульптор Луиз Буржуа — еще одна звезда в доме Салемов. Буржуа прожила долгую творческую жизнь, отразив все основные направления ХХ века — кубизм, футуризм, сюрреализм, конструктивизм и абстракционизм. Ушла в мае 2010 года в возрасте 98 лет. Ее темой травматического детства, сексуальности, искажения тела, гендерной самоидентичности буквально пронизан весь фильм. Здесь и аллюзии, и прямое цитирование образов.