Ни на что не похожий дом Барта Принса в Калифорнии. «Говорят, мои постройки напоминают живых существ. Например, китов или ящеров. Но я не собирался специально создавать здание, похожее на животное: ведь это означало бы навязать форму снаружи, вместо того чтобы прийти к ней изнутри», — так говорит о своем методе американский архитектор.
Пирс подчеркивает, что не обладает набором готовых приемов — каждый свой объект «выращивает» по месту. Его конфигурация, неочевидная в начале, возникает из взаимодействия ландшафта, материалов и планировки. Принс родился в Альбукерке, штат Нью-Мексико, изучал архитектуру в Аризоне, строил в основном в Калифорнии — то есть вся его жизнь так или иначе связана с американским Юго-Западом.
Дом в Корона-дель-Мар на берегу Тихого океана — самое яркое достижение. Окончательно он был завершен в 1996-м. Для своих заказчиков, Джо и Эцуко, Прайс изваял сооружение, похожее на что угодно, только не на жилой дом. Одни видят в нем гигантский грибной нарост, почему-то возникший на земле, другие — образование из застывшей лавы, третьи — доисторическое животное (что бы ни говорил Барт о случайности сходства). Можно спорить о красоте подобной архитектуры, но одно несомненно: она поражает и развивает воображение.
Барта Принса и его заказчика Джо Прайса объединила любовь к органической архитектуре и к ее основателю — Фрэнку Ллойду Райту (1867–1959). Райт первым выступил против нарочитого выделения здания из окружающего мира и проектировал свои виллы как органичную часть ландшафта. Джо Прайс так восхищался Райтом, что в юности побудил своего отца-промышленника заказать тому здание для их компании H.C. Price Pipeline в Бартлсвилле, штат Оклахома. Это единственное высотное сооружение (19 этажей) в биографии Райта.
Помимо органической архитектуры, заказчика и архитектора связал интерес к Японии. Джо Прайс — коллекционер японского искусства. Во время одной из поездок в Страну восходящго солнца он встретил свою жену Эцуко. В доме, который построил для супругов Барт Принс, есть внутренний двор с садом — обязательный элемент японского дома. В нем минимум растений, зато есть галька и валуны. Интерьер и экстерьер плавно перетекают друг в друга. «Перекличка наружного и внутреннего пространств — в основе всех моих идей», — говорит архитектор.
Материал наружной отделки здания — гонт. Другие названия: дранка, шиндль, деревянная черепица. В Америке его традиционно используют для кровли, но только Принс смог настолько расширить сферу применения. Он здесь и формообразующий, и декоративный.
В интерьерах также преобладает древесина. Несущие балки облицованы пихтой, шкафы выполнены из розового дерева, на полу диковинным рисунком уложен тик. Оживление в «лесоматериалы» вносят яркие ковры с глубоким ворсом, разработанные архитектором, а также витражи. Они не дают превратиться дому в мрачную пещеру.