Ксения Брейво спроектировала квартиру в доме начала ХХ века. Дизайнер провела настоящее историческое исследование — в итоге заказчик получил гармоничную планировку и персональный вход с улицы.
По теме: Ксения Брейво: французский интерьер на двадцать первом этаже
Заказчик — бизнесмен Шота Ломтадзе, друг Ксении, ценитель традиционной архитектуры, купил квартиру в бывшем доходном на 2-й Брестской. Когда-то один из владельцев занимал целый этаж, а после революции квартиру нарезали на комнатушки и превратили в коммуналку — типичная история.
Решение о покупке квартиры в старом фонде было намеренным и осознанным. Заказчик Ксении прекрасно понимал, что ремонт потребует более крупных вложений: понадобятся замена коммуникаций, демонтаж перегородок, согласование перепланировки и прочие расходы. Но атмосфера и шарм исторического дома, высокие потолки, огромные окна — это то, что дает даже самой небольшой площади необходимые «воздух и свет». Ощущения в таких пространствах совсем иные.
Ковер в оттенках горного неба напоминает заказчику о родной Грузии. Он соткан на заказ в Непале (компания Jerome Botanic). Кресла и столик Baxter. У стены легендарный стул Zig Zag дизайна Геррита Ритвельда, сегодня его выпускает Cassina. Под кофейный столик приспособили лавку, найденную на винтажном рынке в в Грузии. На стенах работы Георгия Тотибадзе. Керамический пуф и вазы на окне: Елена Орехова, Savour Design.
Ксения пришла на проект, когда над ним уже поработал другой автор и предоженное им решение смущало заказчика. Планировка была нарезана на основе плана БТИ 70-х годов. Одно окно забирала прихожая, спальня получалась катастрофически маленькой, а в гостиной выходило два окна разного размера.
Линейка кухни деликатно вписана в гостиную. Верхние модули отсутствуют. Вместо них — серия работ Ирины Тотибадзе. Фартук и столешница из мрамора арабескато. «Я предпочитаю размещать кухню в изолированном помещении, но здесь для этого было мало места», — говорит Ксения Брейво. Стол Bontempi, стулья и кресла: винтаж. Кухня Nolte Kuechen.
Ксении обратила внимание, что входная дверь расположена нелогично. «На старом плане БТИ был отмечен еще и черный вход, но он тоже находился как будто не на месте. Внимательно изучив планы, я поняла, что раньше он был в другой точке — прямо напротив лестницы черного входа. Строители вскрыли стену — каково же было наше удивление, когда мы обнаружили заложенную входную дверь! Это стало поворотным моментом в проекте. Подняв архивы планов начала ХХ века, нам удалось восстановить исторический вход. В итоге планировка обрела логику, а заказчик получил персональный вход с улицы и теперь живет в своем подъезде один».
Особое очарование придавали дому окна: двойные, распашные, со старой фурнитурой. «Но это был лишь «пепел» — с ними ничего нельзя было сделать. Одна мысль о том, что заказчик решит поставить пластиковые плоские стеклопакеты, убивала часть проекта в моей голове — это же особое наслаждение смотреть на пустоту через пустоту. Но опасения были напрасны: наши совместные прогулки по старой Москве и наблюдения привели к решению изготовить окна, аналогичные прежним — с такими же тонкими изящными переплетами. Мы и покрасили их со стороны фасада в коричневый цвет, тот самый оттенок, который когда-то задумывал архитектор».
В гостиной создана эффектная симметричная композиция. Кресла Amburgo дизайна Паолы Навоне — одна из самых известных моделей итальянской компании Baxter, ставшая классикой. Перед ними столик того же бренда авторства дуэта Draga & Aurel. В камине ваза дизайна Пьеро Форназетти.
Мастерскую, изготовившую окна, нашли в Белоруссии, в Росиии за такую работу никто не брался. Со старых рам сняли фурнитуру, почистили, установили на новые. Лепнину также изготовили по сохранившимся образцам — восстанавливать прежнюю не было смысла.
Цветовая палитра квартиры построена на нюансах, в прохладных серо-голубых тонах. Специально для проекта в Непале заказали ковер в оттенках горного неба — таким образом передали ощущение родины заказчика, которое греет его в Москве. Керамика и произведения искусства — также от грузинских авторов. Мебели много из Италии. Так что стиль квартиры автор шутливо определяет как «русско-итальянское ретро с грузинским колоритом».
Обычно архитекторы и дизайнеры стремятся, чтобы интерьер один в один повторял начальную 3D-визуализацию, но здесь другой случай: «Рафинированная картинка не была нашей целью. Мы создали предварительный эскиз, который давал ориентиры. Потом все собиралось по принципу нравится–не нравится. Было немало спонтанных приобретений, и в этом есть определенный кайф. Однажды мы пришли выбирать светильники и вместе с ними купили старинный красный велосипед. Применения ему впоследствии так и не нашли, зато теперь вспоминаем этот забавный случай как хронику ненужных покупок и смеемся».
«Во время проекта мы миллион раз ссорились и мирились, постоянно смеялись, шутили и подтрунивали друг над другом. Но это было прекрасное время, которое мы вспоминаем с улыбкой и иронией».