Фульвио Феррари посвятил жизнь одному из самых дорогостоящих сегодня дизайнеров мира. Его имя — Карло Моллино.
По теме: Карло Моллино: дизайнер-сюрреалист и рекордсмен аукционов
В Турине, бывшей столице Савойского королевства, главном городе итальянского Пьемонта, на виа Джованни Франческо Напионе, в особняке XVIII века, располагается удивительный частный музей. Он посвящен архитектору Карло Моллино (1905–1973) и существует стараниями одного человека. Фульвио Феррари не родственник Моллино, а исследователь его творчества, его куратор и хранитель.
Бывший антикварный дилер, Фульвио называет себя изобретателем концепции современного антиквариата. Во всяком случае, он одним из первых начал продвигать XX век. В 1984 году выставил на аукцион свою коллекцию итальянского пластика: впервые в истории кресла из полиэстера рассматривались с таким же пиететом, как бержеры Людовика XV. А уже в следующем году Фульвио открыл для себя Моллино и вскоре организовал первую выставку мало известного тогда автора.
Потом приобрел его апартаменты, где сохранилось многое из оригинальной обстановки. «Моллино никогда не рассказывал о своем пристанище, не приглашал друзей и даже не ночевал здесь (у его обеспеченной семьи было три дома в Турине). Тем не менее оно идентифицирует его личность, как отпечатки пальцев. Ключ к тайне мы нашли в его фотоальбоме: на фронтисписе красовалось изображение египетской царицы Тейе, не имевшее ничего общего с содержанием книги. Почему Моллино поместил его сюда? Потому что рассматривал дом как метафорическую погребальную пирамиду, где он собрал все, что любил и хотел бы взять с собой после жизни».
Что составляло материальный мир Моллино? Шкуры зебры и бархат, мерцающие зеркала, бесчисленные книги, японские раздвижные двери, дизайн Ле Корбюзье, сотни бабочек, оберегаемых стеклом. Да и сам дом с балконом, нависающим над рекой По, под которым бродят в воде грациозные цапли, а вдали открывается вид на пышные холмы.
После смерти владельца на виа Напионе был найден клад: две тысячи фотоизображений обнаженных светских дам и проституток, потрясающе стильные фото, вдохновившие впоследствии Хельмута Ньютона и Юргена Теллера. «Женщины были невероятно важны в жизни Моллино (хотя он ни разу не был женат). Если вы посмотрите на его архитектуру и мебель — они очень женственные». Опубликованные фото вызвали возмущение у коллег Моллино по Туринскому политеху: «Университет всегда был под сильным католическим влиянием. Профессора замалчивали значение Моллино, называли его эксцентриком».
Между тем Фульвио Феррари, который опубликовал о Моллино 12 книг (некоторые — вместе с сыном Наполеоне), ответственно заявляет: «Он не был ни безумцем, ни чудаком, он был визионером, чьи произведения — рефлексия всего, во что он верил. Этот дом великолепен, потому что он — плод великой личности. Посвященный идее бессмертия».
За всю жизнь Моллино создал бесчисленное количество архитектурных проектов, но реализовал чуть больше десятка. Первый — штаб-квартира туринского конноспортивного общества (1935–1939), последний — реконструкция оперного театра Regio (1967–1973). В остальном же — альпийские виллы и горнолыжные станции в окрестностях Турина. Отец Моллино был известным туринским архитектором и оставил сыну достаточно средств. Материальная независимость повлияла на свободу в творчестве: в своих проектах Карло Моллино не шел на компромиссы и следовал лишь собственным фантазиям.
Моллино был автором множества технических патентов, а также философских статей, театральных и кинорецензий. Издавал книги о кино, художественные романы. Разрабатывал дизайн аэропланов, был летчиком-любителем. Увлекался горными лыжами и написал учебник, по которому туринские инструкторы до сих пор обучают новичков. Cтрастный автогонщик, в 1954 году Моллино сконструировал ярко-красный болид Bisiluro и принял на нем участие в 24-часовой гонке Le Mans.
К сожалению, сошел с дистанции.
Стиль Моллино-дизайнера окрестили аэродинамическим сюрреализмом (сегодня, правда, чаще используют эпитет «органический»). Ничто из предметов не запускалось в серию, все делалось для конкретных проектов. Сохранилось не так много этих работ, и цены на них растут.
В 2005 году стол для дома Оренго ушел на Christie's за 3,8 млн — это рекорд в мебели ХХ века. Усовершенствованные ремейки письменных столов Cavour и Reale сегодня выпускает Zanotta.