Архитектор Нил Коуни — автор Roscommon House во Флорите, пригороде Перта, Западная Австралия. Этот жилой дом — дань уважения модернистским и бруталистским постройкам района.
Задача, которую ставил перед собой Нил Коуни, — создать здание, которое бы гармонировало с прошлым и будущим. Отправной точкой для него стало разрушение одного из местных бруталистских зданий, которое занимала Surf Life Saving Club, волонтерская организация по спасению на воде.
Исследовав более 70 модернистских и бруталистских зданий, сохранившихся во Флорите, Коуни вывел их общие черты, такие как прочность и простота формы, экологичность и честная скромность. Их он хотел отразить и в архитектуре Roscommon House. «Мы нашли региональную отличительную форму архитектурного модернизма, независимую от остальной части Австралии», — говорит он.
В интерьерах Roscommon House — бетонные поверхности и простые материалы, выбранные из-за шероховатой текстуры, скромного вида и способности красиво стареть: в духе японской эстетики ваби-саби. Стены и потолки выполнены в виде взаимосвязанных плоскостей и блоков скульптурных форм, при этом функциональные элементы, такие как светильники, в основном скрыты.
Некоторые поверхности облицованы рельефной древесиной. Отделка повторяется в элементах кухонной мебели, визуально связывая пространства. Кухонный остров с плавно изогнутым основанием и «парящей» каменной столешницей — отсылка к местному пляжному киоску в духе брутализма, построенному в 1970-х по проекту Тони Брэнда. Его тоже собирались снести, пока за него не вступилось местное сообщество.
Часть мебели была изготовлена специально для этого проекта по эскизам Нила Коуни, включая деревянный обеденный стол с латунной окантовкой, обеденный стол во внутреннем дворике со стеклянной столешницей и металлическим основанием, а также подвесные светильники Blade Runner возле главной лестницы. Также в доме активно использована мебель австралийских брендов Mobilia и Jardan, с акцентом на детали, которые выглядят, словно сделаны вручную.
Дом занимает 549 кв. метров, основная жилая площадь находится на одном этаже, есть небольшое патио и выход на крышу, где разбит сад. Благоустройство дворика и сада стирает границы между внутренним и внешним пространством, кроме того, такая конструкция увеличивает проникновение солнца зимой.
Выбор долговечных, не требующих особого ухода материалов помогает поддерживать комфортный микроклимат в доме, а северная ориентация жилые помещений улучшает вентиляцию. На крыше установлены 50 фотоэлектрических панелей, вырабатывающих электричество, избыток которого сохраняется в батареях в подвале. Через два года дом будет полностью автономным даже зимой.
«Мои клиенты дали возможность обеспечить целостный подход в вопросах дизайна, архитектуры, выбора мебели и произведений искусства, ландшафтных работ. Дом и его содержимое работают вместе, как единое воплощение», — говорит Нил Коуни.
После завершения проекта Roscommon House архитектор вместе с локальными энтузиастами создал официальный фотожурнал, посвященный знаковым архитектурным объектам Флорита. «Мы ссылались на Roscommon House как на пример того, как новый дом в этом районе может комфортно сочетаться с его прошлым», — комментирует архитектор.