Берлинские башни в районе Шарлоттенбург Ле Корбюзье спроектировал в 1957 году для Международной строительной выставки. На этапе строительства ему приходилось сталкиваться со многими дискуссиями о нарушениях немецкого строительного кодекса.
«Жилая машина» Ле Корбюзье в Берлине не была закончена в соответствии с первоначальными планами и отличается от своих французских сестер, которые Ле Корбюзье построил согласно всем «пяти пунктам новой архитектуры», которые он пропагандировал. Но архитектор Филипп Мор справился с тем, что Ле Корбюзье так и не смог завершить, воплотив первоначальные планы великого архитектора в отдельно взятой квартире.
Апартаменты под номером 258 расположены по адресу Flatowallee 16, в южной части здания Corbusierhaus. Это квартира с двумя комнатами, кухней, ванной и мезонином.
«Я был полон вопросов о модернизме, и страстно стремился сделать его пригодным для жизни. На протяжении всей своей карьеры я сталкивался с неприязнью корбюзинских построек. Я знал, что Ле Корбюзье не смог завершить интерьеры этого здания так, как он хотел».
Американец Филипп Мор начал свои исследования в архиве Фонда Ле Корбюзье в Париже и даже пожил в Unité d'Habitation в Марселе. Посещая и сравнивая квартиры в Нант-Резе, Марселе, Фирмини и Бри, он получил более глубокое понимание системного замысла Ле Корбюзье.
«Я посетил несколько оригинальных квартир и эти квартиры действительно гениальны! Ле Корбюзье долгое время работал над поиском идеального решения для жилья в многоквартирных высотках.
Самый важный момент — двухуровневая планировка и высокие окна. В более поздних жилых зданиях, например в Берлине, эту двухуровневую высоту больше не строили. Фундаментальный недостаток! Любой архитектор, который хочет спланировать современное жилье должен посетить и изучить здание Unité в Марселе, это действительно пример социального жилья на очень высоком уровне и со многими ориентированными на будущее идеями.»
Купив квартиру, Филипп Мор нашел в ней интерьер 1958 года. Все было полностью белым и выглядело как типично немецкое социальное жилье. По его словам, ничего не было таким, как Ле Корбюзье задумал. Благодаря своим «раскопкам» Мор узнал, что немецкие архитекторы должны были разработать собственный интерьер, который был бы дешевле в строительстве. Характер, качество и функции были утеряны.
Во время ремонта Мор снизил высоту потолка 2,50 м до первоначально запланированных 2,26 м, что является модульной мерой Ле Корбюзье. Кроме того, его план состоял в том, чтобы изменить положение стен и воспроизвести первоначальный план этажа.
«Особенность двойной высоты помещения и необходимость мезонина в том, чтобы подарить чувство, что вы живете в просторном доме. К сожалению, ощущение прстранства нельзя ни описать, ни аргументировать», — говорит архитектор.
Благодаря обширной практике в США, Филипп Мор научился многому, что помогло ему с реконструкцией квартиры в Берлине. Используя свои знания о размерах корбюзианского модулора, он смог восстановить детали кухни, окон, шкафов и лестницы.
Мор купил отдельные оригинальные части кухни из квартиры в Марселе и восстановил недостающие части на основе первоначальных планов. Все метры и пропорции в берлинской многоэтажке изменились, только в южной части ширина квартиры была сохранена в ее первоначальном виде. Такие элементы, как светильники и мебель, были выбраны с учетом фотографий модельной квартиры 1952 года.
Мор отправился в Париж, Берлин, Марсель и в интернет в поисках оригиналов. Наконец, все это соединиловь в его квартире — гармоничное сочетание икон дизайна (в том числе настенных светильников Шарлотты Перриан и настольных ламп) и мебели, изготовленной по лицензии (например, стулья Жана Пруве и Пьера Жаннере, выпущенных итальянской фабрикой Cassina).
Цвет и архитектура — это одно и то же: здание и его комнаты представляют собой трехмерную картину, а цвет — это руководство, — узнал Мор в сочинениях Ле Корбюзье. Ему удалось получить образцы цвета из музейной квартиры в Марселе. Помогла и точная копия квартиры в парижском Музее архитектуры. Тот факт, что сам Филипп Мор уже проживал в квартире до ремонта, очень помог ему с выбором оттенков, так как он видел как ведет себя дневной свет в квартире.
Наконец, он наткнулся на цвета архитектурной полихромии Ле Корбюзье. Мор начал использовать палитру 1931 года, но только установка оригинальной кухни дала ему необходимую уверенность в себе. Основываясь на ее оттенках, он соединил цвета и, наконец, сделал выбор.
Он также принял идею Ле Корбюзье о том, что яркие цвета используются в качестве акцентов в небольших помещениях (например, голубая полка в гостиной), в то время как мягкие цвета доминируют на больших площадях и, таким образом, попадают на задний план. Для стен нижнего этажа Мор выбрал оттенок слоновой кости 4320B blanc ivoire и кремовый белый 32001 blanc для восточной стены. На верхнем этаже для западной стены выбран оттенок 32121 terre sienne brique. «Казалось, имеет смысл использовать одни и те же цвета, чтобы создать мост между внутренней и внешней частью». Зеленая стена лоджии была «продолжена» на кухне.
Во входной зоне посетитель сразу замечает красный потолок (32090 rouge vermillon 31), который идет до маленькой комнаты напротив входной двери. Он напоминает о кубистической живописи Ле Корбюзье. Профессионально реконструированный встроенный шкаф основан на оригинальной цветовой комбинации жилой единицы в Марселе: зеленый, коричневый (32120 terre sienne brûlée) и красный. Этот триколор также сохраняется в кухне, противопоставляя себя белому и натуральному дереву.
Кухонный уголок повторяет зеленый цвет лоджии. Лестница на верхний этаж специально выкрашена в оттенок 32021 outremer moyen, который представляет небо и может сочетаться практически с любым цветом. Чтобы создать баланс в комнате, архитектор решил окрасить полку тем же тоном.
Ванная комната имеет относительно скромный вид по сравнению с остальной частью квартиры: стены — 4320B Blanc Ivoire, потолок — 32021 outremer moyen и некоторые поверхности — 32011 gris 31. Здесь акцент Мора: полоса потолка и овальная дверь в душ предстают в мягком, сдержанном 32042 vert angleis pâle, а дверная рама ванной светится оранжевым 4320S vif. Плинтусы и оконные рамы также выиграли от архитектурной полихромии Ле Корбюзье, их темно коричневая отделка 32140 ombre naturelle 31 выглядит как рама между полом и стенами.
Все краски использованы в соответствии с архитектурной полихромией Ле Корбюзье. Фонд Le Corbusier в Париже наделил компанию Les Couleurs Suisse AG эксклюзивными лицензионными правами на цвета Ле Корбюзье. На основе оригинальных 63 цветов архитектурной полихромии Les Couleurs Suisse AG производит также палитры, карты, образцы и книги для дизайнеров и архитекторов.
Архитектор был удивлен, увидев окончательный результат своего цветового дизайна. «Я уже пробовал бежевый, белый и черный, но не был удовлетворен. Затем я прочитал в заметках Ле Корбюзье, что, кроме белого и черного, он считал, что только серый является подходящим цветом для металла. Вот почему я покрасил перила в темно-серый, что создало очень приятное цветовое настроение на лестничной клетке: кремово-белый на заднем плане, синий цвет лестницы, серый цвет перил и зеленая стена на стене. Сочетание насыщенных пигментов и грубого цвета на стенах, а также гладких цветов на дереве и металле придало интерьеру невероятную вибрацию и гармонию!»
По словам архитектора, цвет является вторым по важности элементом в квартирах Ле Корбюзье. «Идея Ле Корбюзье о взаимодействии цветов и форм — это настоящее произведение искусства! Все отлично собрано так, что жителю больше не нужно ничего менять. Эти классические цвета вне времени, привлекательны и так динамичны в квартире! Меня всегда очаровывает, что квартира не выглядит старомодно. Благодаря использованию дерева и других натуральных поверхностей, я чувствую себя уютно, а пропорции и свет внушают оптимизм».