Дом Франко Альбини

17 октября 2019 г.

Архитектор Франко Альбини, мастер итальянского рационализма и автор первых веток Миланского метрополитена, прославился очень рано — в 33 года. Знаменитым Альбини сделал его же собственный дом — Villa Pestarini. Вилла находится в Милане, недалеко от площади Триполи.

Villa Pestarini стала символом итальянской архитектуры той эпохи. Построенная в 1938 году вилла оказалась единственным зданием архитектора, возведенным в Ломбардии. За более чем 75-летнюю историю у него лишь однажды сменился владелец.

Вид на дом со стороны площади Триполи

Дом располагается на западе Милана. В 30-е годы тут велось бурное строительство частных домов на одну семью. Участок, принадлежавший семье Альбини, был совсем небольшим и располагался вдоль узкой дороги, которая заканчивалась на углу площади.

Вид дома со стороны улицы: заметно, что пристроенный десять лет спустя верхний этаж Альбини намеренно выделил.

У Альбини к тому времени уже был опыт строительства социального жилья и домов для среднего класса. Очевидно, что его страстью были открытые планировки: его пространства были буквально пронизаны светом (часто часть стены выполнялась из стеклоблоков).

Узкое окно в тонкой металлической раме.
Один из входов в дом ведет в сад во внутреннем дворе
Прихожая.

В 1936 году на миланской Триеннале Альбини представил интерьер жилого дома, где можно заметить его излюбленные принципы: использование функционалистской мебели, прозрачные перегородки, акцент на лестницы, внятные четкие линии в интерьере. Все эти принципы были применены и в его собственном жилище.

Свободностоящие лестницы придают интерьеру легкость, был уверен архитектор.
Главная особенность виллы — огромная стена из стеклоблоков, благодаря чему дом всегда наполнен светом.

Если подходить со стороны площади, можно издалека заметить этот белый прямоугольный дом высотой в два этажа и с дополнительным мансардным уровнем. Заметны отличительные элементы стиля Альбини: большая вставка из стеклоблоков на западном фасаде (со стороны улицы) и всего несколько окон, почти образующих ленту.

Контрасты цвета и материалов — один из интерьерных приемов Альбини.

Дом можно более подробно рассмотреть с восточной стороны — со стороны сада (для этого нужно повернуться к дороге спиной). При входе можно увидеть те же стеклянные кирпичи — они как бы образуют светящуюся «диафрагму». Перед прозрачной стеной — отдельностоящая (не прикрепленная к внешней стене) впечатляющая лестница с белыми мраморными ступенями. Здесь по мысли Альбини человека должно охватывать ощущение легкости.  

Сочетание дерева и мрамора типично для интерьеров Альбини.
Выход на террасу.

Те тщательные планировки и рациональное разделение пространства, которые применил Альбини, выглядят на удивление современно. На первом этаже — два входа, кладовая, кухня и санузел. Со стороны сада находится просторная гостиная. Арихтектор придавал этой дневной зоне (из которой при желании можно было сделать не меньше пяти спален) огромное значение. Кухня совсем небольшая. На верхнем этаже расположены спальни, все окна которых выходят в сад.

Лестница, ведущая в спальни второго этажа

Дом был идеален для семьи Альбини. Однако в 1949 году к вилле был пристроен дополнительный этаж с террасой, отдельным входом и лестницей. Для фасада Альбини выбрал другую отделку — и семья переехала на верхний этаж, а основная часть виллы сдавалась в аренду вплоть до начала 1980-х годов, когда дом был выставлен на продажу.

 Нынешний вид первого этажа: кухня была увеличена по просьбе семьи Сбальяри Феррети

Объявление о продаже в газете Corriere della Sera увидела Модеста Сбальяри Ферретти, подыскивавшая дом для своей семьи (мужа, четырех детей и матери). Дети учились музыке на разных инструментах, и каждому нужно было отдельное пространство в доме. Вилла казалась идеальным решением. После многолетней аренды дом был в плохом состоянии, и нужндался в основательной реставрацией.

Интерьер гостиной первого десятилетия, когда в ней жила семья Альбини

Альбини умер несколькими годами ранее, однако его офис, которым руководили сын Марко и внук Франческо, еще существовал. Модеста Феррети нашла их и обратилась с просьбой найти оригинальные чертежи и планы. В этом помогла подруга и соавтор самых громких проектов Альбини — Франка Хельг. Начались восстановительные работы: оригинальные цвет и отделка были приведены в соответствие с замыслом архитектора.

 Вид из дома на террасу.

Семья Сбальяри Феррети вернула виллу к жизни. Чтобы использовать пространство наилучшим образом, они превратили столовую в кабинет и уменьшили гостиную, построив легкую гипсокартонную стену (там разместилась спальня). Кроме того, кабинет за камином стал частью кухни: теперь семья из семи человек могла разместиться там свободно.  

Дом до реконструкции.

Синьора Сбальяри Ферретти до сих пор живет в доме и принимает своих многочисленных внуков. 120 кв. метров на этаже, подходящий для большой семьи, редко встречается в городе, особенно с садом. По словам нынешних владельцев, они до сих пор наслаждаются всеми аспектами концепции Альбини: в жилье соблюдается оптимальный баланс  между функциональностью и эстетикой.

Прозрачные перегородки для ванной комнаты часто использовались архитекторами-рационалистами
Один из материалов отделки — мозаика.

Дом находится под охраной фонда Fondazione Franco Albini, который  популяризирует работы великого архитектора  посредством выставок, публикаций, спектаклей и экскурсий.

Мрамор был одним из любимых материалов архитектора. В своем доме он выполнил из него часть пола первого этажа, прилегающего к вставке в стене из стеклоблоков.