Кресло «Пеликан» Финна Юла, которое в свое время прозвали «уставшим моржом», до сих пор выглядит авангардно, а мастерство дизайнера в работе с деревом поражает. Финн Юл (Finn Juhl, 1912 — 1989) — одна из центральных фигур датского модернизма. Главным выставочным пространством стал его собственный дом недалеко от Копенгагена в местечке Ордруп.
Юл относился к своему дому как к живому существу и почти ревновал его к посетителям: «Когда я строю дом, мне не нравится, когда кто-то еще входит и портит его». Он фанатично занимался обстановкой вплоть до своей смерти в 1989 году.
У Юла было архитектурное образование, однако за всю жизнь он спроектировал всего несколько зданий. Постройку своего собственного дома он начал в 1914 году на участке, площадью 1700 кв. метров, полученном в наследство от отца.
Дом состоит из двух блоков, стоящих под прямым углом друг к другу. В одном блоке находится большая гостиная и небольшой кабинет, а во втором блоке находится кухня, столовая, спальни и ванная комната. Два блока соединены прихожей, которая выходит в сад.
Это один из ранних примеров домов с открытой планировкой, где пространства органично сливаются друг с другом. Из всех комнат через большие окна и двери открывается вид на сад — это делает экстерьер продолжением интерьера.
Сад спроектирован и высажен ландшафтным архитектором Троэльсом Эрстадом. Потолки окрашены в бледно-желтый цвет, и когда они отражают свет снаружи, они напоминают крышу палатки, сквозь которую просвечивает свет. Дом кирпичный, а фасад оштукатурен в серо-белый оттенок, что придает ему мягкий, матовый эффект, — он выглядит светлым на контрастном темном фоне леса.
Юл на протяжении всей жизни менял расстановку мебели. По мере того, как появлялись новые предметы в его мастерской, они занимали свое место в доме. К примеру, в столовой сначала стояли виндзорские стулья, которые Юл заменил на собственные произведения только в 1940-х годах. Но и они были замещены знаменитыми «египетскими» стульями в 1949 году.
Большая часть обстановки — мебель, разработанная вместе с краснодеревщиком Нильсом Воддером. Однако некоторые предметы были созданы специально для этого пространства, например, знаменитый «диван поэта» 1942 года.
«Красивые предметы счастья не прибавят, но некрасивые — счастье отнимут», — любил повторять Финн Юл. Он оставлял у себя только те, которые его полностью устраивали. Главной идеей было взаимодействие между мебелью, искусством в интерьере, цветом и светом. Возможно, лучший пример этого подхода: фрагмент гостиной, где над белым креслом висит портрет жены Юла кисти Вильгельма Лундстрома, а рядом находится кирпичный очаг и ковер, который объединяет все пространство.
Даже наладив успешное и значительное производство своей мебели «под брендом Датский дизайн» в США, Фин Юл остался европейским скульптором. Он проектировал, не подчиняя дизайн технологиям. Но при этом эргономика его вещей была совершенной: каждая точка соприкасается с телом там, где нужно.
Благодаря частному пожертвованию Биргит Люнгбай Педерсен, дом Финна Юла теперь является постоянной частью национального музея Ordrupgaard. Двери дома-музея открылись для публики 3 апреля 2008 года.
Виртуальный тур по дому-музею в Дании можно осуществить по ссылке тут.