Анастасия Стенберг спроектировала квартиру для своей семьи в пригороде Копенгагена, в доме 1953 года постройки. Архитектор перепланировала пространство, но сделала все, чтобы сохранить аутентичный скандинавский дух.
По теме: Надежда и Гиви Ананьевы: европейская квартира в Москве
Квартира находится в местечке Charlottenlund на окраине датской столицы, недалеко от моря. Когда-то резиденция датской знати, сегодня — любимое место отдыха датчан, с огромным зеленым массивом и бескрайними видами моря, которых лишены жители центра. На побережье сохранился форт — флеши и пушки, в свое время охранявшие королевство от шведов.
«Нет ничего хуже, чем делать квартиру для самих себя, — смеется Анастасия. — Прожив до этого длительное время в доме (точнее, в половине дома) с прекрасными соседями, мы поняли, что с нашим образом жизни, когда моя работа находится в Москве, нам все же больше подходит квартира. Поиски заняли почти год. Потому что мы не хотели уезжать из любимого района. И старались найти что-то не в новостройках, а со сложившийся инфраструктурой и историей».
Здание построено в 1953 году. Точнее, это кондоминиум из двух вытянутых трехподъездных домов, между которыми находится прекрасный сад и «врытый» в него гараж в форме подковы. Дома — трехэтажные, в подъездах всего по шесть квартир. У каждой квартиры два входа, расположенные рядом. Основная, дверь, хозяйская — чуть крупнее. Вторая ведет в комнату прислуги.
«Мы оставили вторую дверь, дополнительный вход, которым пользуются трое наших взрослых детей (один живет постоянно, двое бывают наездами), не беспокоя родителей. Впоследствии, благодаря этой двери, можно отсечь две комнаты и душевую в отдельную маленькую квартирку», — объясняет Анастасия.
Анастасия Стенберг — архитектор, всегда отталкивается от планировки. Справедливо полагает, что в любой момент можно поменять кресло или светильник на более модные, переклеить обои и даже переложить плитку, а вот неудачно спланированное, неэргономичное пространство переделать крайне сложно. Поэтому работа над проектом началась с изменения плана: поскольку семье требовались три спальни, этот этап был неизбежен.
Изначально за главной входной дверью находились: большой холл, гостиная с эркером, кабинет, спальня, ванна при спальне, лоджия, объединяющая гостиную и спальню. Слева от гостиной — столовая с видом на сад. За ней — кладовка и душевая, кухня, коридор и комната прислуги.
В итоге кухня переехала на место бывшего кабинета, главная спальня расположилась в бывшей столовой. Чтобы открыть общественные зоны, пришлось прорубить два дополнительных проема, а для этого — заниматься согласованием: общаться и с инженерами, и с местным комитетом по архитектурному наследию. «Да и «старшие по дому» захаживали, проверяли, все ли идет в соответствии с утвержденнным проектом», — вспоминает Анастасия Стенберг.
Благодаря всем переделкам, в квартире, с одной стороны, появилось больше открытых пространств, а с другой — четыре приватные комнаты. В одной из этих комнат расположена часть старой кухни: несмотря на площадь в 8 кв. метров, она вмещает в себя и мини-буфет, и гостиную, и столовую. «Здесь, в лучших советских традициях, все любят «посидеть и поболтать», — рассказывает Анастасия.
Квартира имела как преимущества, так и недостатки дома, построенного в 1953 году: большие окна, камин, красивый подъезд , лестница, ретро-лифт — и при этом скрипучие полы, множество ненужных дверей, как шлюзы, очень маленькая кухня. Архитектор постаралась сохранить дух Скандинавии 1950-х, все, что можно, — оставила и отреставрировала: двери, шкафы с дверцами из настоящего махагона, каменные подоконники, часть старой кухни. И даже бетонное корыто-кашпо в эркере, закрепленное на старинных кронштейнах. Старую вытяжку проапгрейдили и разместили в новом интерьере. Паркет пришлось заказывать новый, так как старые полы скрипели безбожно, но его уложили тем же рисунком — классическим шевроном.
Камин тоже подвергся переделке. Его декорировали керамической плиткой хотя и современной, но близкой по стилю ко времени постройки дома. Рукомойник в маленький санузел архитектор тоже искала «по образу и подобию» оригиналов тех лет.
Марки в проекте использованы в основном скандинавские: Eilersen, Warm Nordic, Louis Poulsen, Montana, Norr 1, &tradition. Высокие стулья Findahls гармонируют с кухней Invita. Созвучными по стилистике оказались светильники от итальянских компаний Vibia, Flos, Sеletti. Кресло датского бренда Norr11 выступает ярким солистом. Сами создатели представляют его как «нордическую версию традиционного марокканского плетеного сиденья», из слов Nordic и Moroccan образовано название модели — Nomad. Необыкновенно красива композиция, образованная подсервантником марки Woud и круглой, черно-золотой настенной лампы Cattellani & Smith — этот предмет Анастасия называет в числе своих любимых.
Не обошлась архитектор и без дизайнерской классики 1950-х, стульев DSR Чарльза и Рей Имз — эту модель из-за ажурного металлического каркаса часто называют Eiffel Chair, — а также настенного светильника авторства Сержа Муя: его присутствие сразу заявляет о хорошем вкусе и заказчиков и автора проекта.
Цветовую гамму — молочные, охристые, оливковые и серые тона — подсказал сам дом: его стены сложены из желтого кирпича. Лейтмотивом в интерьере проходят черные графичные акценты: каркасы светильников, столиков, комодов, плинтусы и дверные наличники. Они придают обстановке изящный, модный, современный облик.
Анастасия Стенберг окончила МАРХИ, стажировалась в Дании, сегодня живет на две страны. В 2001 году открыла в Москве собственную студию, и с тех пор реализовала около ста проектов в России и за рубежом. Гордится тем, что к ней не только повторно приходят ее клиенты, но уже обращаются их взрослые дети.