Французский дизайнер Стефани Кута (Stéphanie Coutas) выросла в Гонконге, в колоритной среде, где она получила творческий заряд и впитала микс культур. Карьеру начинала в сфере фэшн, но в 2005 году создала бюро «1001 maisons», которое занимается интерьерами.
Стефани оформляет пентхаусы, апартаменты, отели, рестораны, создавая сложные, многослойные, богатые проекты. Каждый отличает любовь к вещам ремесленной работы и дорогим отделкам, а также к современному искусству. ИНТЕРЬЕР + ДИЗАЙН она рассказала, как создавала свою квартиру в Париже, и дала советы начинающим коллекционерам.
«Главное для коллекционера — любить произведение искусства, которое он приобретает. Тогда не возникнет вопросов, где и как его разместить: оно будет радовать вас независимо от места. Арт в доме — очень интимная тема. Ценность картины или скульптуры определяется не стоимостью, а вашим к ней отношением. Хотя, не спорю, приятно осознавать, что удалось произвести выгодную инвестицию.
Моя коллекция во многом определяет имидж этой квартиры. Я живу в респектабельном 16-м округе Парижа, на площади Соединенных Штатов. Чудесное место, тихое и зеленое, пять минут ходьбы от Эйфелевой башни и десять — от знаменитой улицы бутиков Монтень. Дом, построенный в конце XIX века, я считаю квинтэссенцией парижской архитектуры.
Прекрасный образец османовского стиля, сформировавшегося во времена Наполеона III. Меня восхищают высокие потолки, большие окна, ажурные ограждения балконов. Хотя планировка неважная. Разумеется, я кардинально изменила ее, чтобы адаптировать к современным требованиям комфорта.
Передвинула кухню, чтобы она оказалась рядом со столовой, оборудовала гостевой туалет. И, конечно же, сделала отдельные гардеробные при каждой спальне, причем у меня и моего мужа ванные комнаты раздельные.
Одной из отправных точек в дизайне квартиры стала люстра, которая спроектирована мною для Baccarat: я сразу представила, как будет выглядеть потолок над ней. Еще мне понравилась идея открыть гостиную в холл, создав перспективу: чтобы от входа были видны и люстра, и особняк семьи де Ноай за окном, где сегодня размещается музей Baccarat.
Несмотря на торжественность и пафосность, мой интерьер вполне дружелюбный. Серьезные вещи соединяются с забавными, много уютного текстиля, продумана световая среда. Я нашла удачную планировку, собрала классную мебель и не хочу ничего переделывать. Мне хорошо с теми предметами, которыми я себя окружила. Что обновляется, так это произведения искусства. У мебели есть объективные параметры: диван должен быть комфортным, кофейный столик — иметь удобную высоту. У арта таких критериев нет. Поэтому я периодически меняю работы.
Один из моих любимцев — молодой художник, который работает под псевдонимом The Kid — потрясающий, талантливый трудоголик. Когда оформляла квартиру, предоставила ему карт-бланш. И через некоторое время он принес мне две работы: гигантские портреты, перечеркнутые красными крестами. Мне так они понравились, что я тут же придумала для них стену с подсветкой, создающей перетекающий эффект. Любимая работа может сильно повлиять на интерьер.
В отделках, использованных в этой квартире, упор сделан на бронзу, платину, дерево в глянцевом лаке, галюшу (кожу ската). Обожаю текстиль, он делает дом теплее (в этой квартире применила ткани Rubelli, Loro Piana, Chivasso). Очень люблю сочетать бархат с кожей, обиваю поверхности мебели замшей и нубуком.
Еще мне нравятся перламутр, мрамор и вообще все камни, которые можно найти в природе. Охотно работаю с ними, каждый раз получается непредсказуемый результат. Я разыскиваю новые слэбы по всему миру. Мои недавние приобретения: селенит и белый опал. Стол-постамент из опала создал специально для проекта Арик Леви.
Планируя интерьер, где будете экспонировать произведения, оставляйте стены свободными, не загораживайте их мебелью. Мне, например, с моей любовью к искусству крупного формата, катастрофически не хватает чистых вертикалей. Работы не должны висеть плотно. Обычное правило — одно полотно на стене, но, если картины взяты из серии, их может быть и две, и три — мне как раз нравится размещать рядом однотипные работы. В качестве покрытия для стен я рекомендую теплые оттенки белого в матовом исполнении — они не вступают в конфронтацию с красками.
В дизайне считаю абсолютным гением Эйлин Грей, для меня она непревзойденный мастер современности. Слежу за Марселем Вандерсом, восхищаюсь Захой Хадид — у нее экспрессивная форма что в архитектуре, что в дизайне. Однако хочу заметить, что проект премиум-класса всегда характеризуется наличием уникатов — вещей индивидуального изготовления.
Для своей квартиры я многое спроектировала сама: встроенные шкафы, столики, оснащение ванной вплоть до сантехники. Диваны по моему заказу выполнила итальянская компания B&B Italia. Из «готовых», то есть купленных в магазине вещей — стулья и кресла бренда Minotti, тоже итальянского.
Тому, кто решил стать коллекционером, лучше начинать с актуального искусства. Оно более доступно, чем, скажем, XX век. К тому же есть возможность лично познакомиться с автором, а это важно. Я стараюсь покупать картины и скульптуры непосредственно у художника. Общение с ними, посещение мастерской придает произведению особую ценность.