В последнее время слово «лофт» употребляют к месту и не к месту, но эти апартаменты называться лофтом имеют полное право: они расположены в одном из корпусов бывшего завода «Рассвет», при этом архитектор Катерина Виноградова сохранила и подчеркнула «индустриальную» красоту исходника. Заказчиками выступили давние друзья Катерины, Анна и Сергей Монгайт.
По теме: Проект YoDezeen: лаконичный лофт в Киеве
Анна Монгайт — телеведущая, креативный продюсер телеканала «Дождь», ее муж Сергей — диджей и графический дизайнер. Когда у них родился второй сын, они задумались о расширении площади. До этого семья жила в «итальянской» квартире с ярким, вызывающим (в хорошем смысле слова) дизайном. Теперь, на контрасте, хотели лофт — искали фабричное помещение с высокими потолками.
Выбор Монгайтов пал на ЖК «Рассвет» в районе Красной Пресни — здание с историей. Его построил в 1902 году один из самых востребованных архитекторов своего времени Роман Клейн. Когда-то здесь располагалась «Фабрика мебели и бронзы» торгового дома «Мюр и Мерилиз», продукцию которой закупал императорский двор, а в советское время обосновался машиностроительный завод «Рассвет». Не так давно архитектурное бюро DNK переделало здание под жилье — Анна и Сергей приобрели в нем апартаменты 140 кв. метров с шестиметровыми потолками.
Как говорит архитектор Катерина Виноградова, ее образ жизни похож на тот, что ведут заказчики, поэтому интерьер она делала как для себя. «Хозяева — светские люди, но и дома бывают часто. Квартира должна была принимать огромное количество друзей, давать возможность устраивать даже не вечеринки, а уютные домашние посиделки. Хозяева много путешествуют, поэтому им требовалось место, где они будут размещать свои интересные и странные покупки, привезенные из поездок. В общем, хотелось, чтобы было и удобно, и свежо, и немного пусто, чтобы оставалось пространство для развития фантазии».
Когда архитекторы пришли на объект — вместе с Катериной Виноградовой работал Филипп Гончаренко, — то увидели коробку в голом бетоне. Лофт 6-метровой высоты застройщик разделил по вертикали: создал второй этаж, частично сохранив второй свет. «Площади второго этажа нам было недостаточно. Мы хотели, чтобы он вмещал не одну, а две детских комнаты. Поэтому решили демонтировать железобетонное перекрытие и спроектировать новое на металлических балках, которые стали частью интерьера. Это позволило увеличить площадь второго этажа на одну детскую, так что теперь и у подростка Матвея, и у малыша Демьяна есть отдельные комнаты. Пожалуй, это было самое дорогостоящее, сложное и долгое мероприятие, которое мы осуществили».
Пространство приятно удивило тем, что в нем сохранилось много элементов от старого завода. И архитекторы и заказчики были едины: все это надо оставлять. «Мы много что изменили — и вместе с тем многое оставили. Старые бетоны, старые фактуры делают интерьер тактильным — это важное качество для дома», — говорит Катерина. Все новое архитекторы сделали нейтральным, таким образом вывели на первый план брутальные балки и перекрытия. Ребристые железобетонные перекрытия отпескоструили и покрыли лаком по камню, чтобы они выглядели естественно и не пылили.
Работать в бывшем заводе было непросто. Когда уже начали стройку, обнаружилось, что сильно не сходятся стены: ни одного прямого угла. «Все было настолько криво, что у нас ничто ни с чем не стыковалось. Перепады высот и толщин были настолько колоссальными, что каким-то чудом мы выводили стены, чтобы не съесть пространство». Катерина Виноградова советует любителям старого жилого фонда: «Если вы покупаете квартиру в старом здании и хотите ремонт с ровными стенами, будьте готовы к тому, что от ваших, например, 90 кв. метров останутся примерно 87. Остальное съест отделка. Поэтому в таких домах часто оставляют стены и потолки в своем естестве».
Еще одна проблема возникла с напольным покрытием. Казалось бы, с очень простым бетонным полом на первом этаже: строители оказались не совсем компетентны. «Если вы хотите сделать пол, как в торговом центре, то нужно понимать следующее: шлифовальная машина может отшлифовать пол на площади 20 000 кв. метров, но она не может заехать и сделать такой же бетонный пол на ваших 80 кв. метрах. Это физически невозможно. Поэтому для маленьких пространств существуют совершенно другие технологии и покрытия, и они стоят достаточно дорого. Иллюзия по поводу того, что можно сделать бетонный пол быстро и недорого, развеется, как только вы этим полом начнете пользоваться и у вас возникнут проблемы: он достаточно нежно себя ведет, может скалываться».
Катерина Виноградова признается, что до этого проекта никогда не делала лофты — опыт был для нее интересным. «Лофт — слишком популярный сейчас стиль, восприятие которого в России, к сожалению, искажено. Он часто ассоциируется с какими-то лампочками, вкрученными в шпалу, с декором из колес поезда или велосипеда. Между тем суть лофта не в подобных деталях, а в пространстве. Это другая типология жилья. Лофты — бывшие заводские помещения, они все уникальные, разные, многосветные. В них специфическое остекление, свои тонкости отопления, особые напольные покрытия. При этом мебель может стоять совершенно разная. У нас, например, почти всё изготовлено на заказ. Эта квартира — про пространство, а не про мебель».