Всегда интересны проекты, которые дизайнеры делают для самих себя. В квартире на улице Заубес, в центре Риги, Сергей Огурцов воплотил свое понимание новой классики и актуального интерьера.
По теме: Сергей Огурцов: эталонная квартира в Риге
«Я не стремлюсь сделать интерьер модным. Ведь мода проходит быстрее, чем длится его жизненный цикл. Мне ближе другой термин — актуальность. В моем понимании хороший интерьер тот, что не утратит актуальности как можно дольше. Поэтому я ставлю во главу угла гармонию — она-то уж точно не устареет. А гармония возникает там, где есть баланс», — считает Сергей Огурцов.
Квартиру в Риге Сергей искал долго. И вот однажды все сложилось: понравились и район, и дом, и вид из окна. Здание построил в начале ХХ века архитектор Аленсандр Ванагс. Идеолог стиля национального романтизма, он много творил в Риге, способствуя формированию ее облика как «столицы югендштиля». Сергей рассказывает, что, работая со старой постройкой, приобрел интересный опыт общения с исторической комиссией: специалист скрупулезно изучил исходник и определил, что имеет ценность а что — нет. В итоге разрешил изменить ширину дверных проемов.
Изначально в квартире было три комнаты. Самую большую площадь занял опен спейс гостиной-кухни-столовой, одну из комнат отдали спальне. Третьим помещением (где сначала планировалась гостевая) Сергей пожертвовал, чтобы получить просторную ванную с двумя окнами — запредельная роскошь в городской квартире.
«Я сторонник «новой классики». А она создается не узорами, а выверенными пропорциями, балансом оттенков и форм. Не совсем правильно сравнивать внутреннюю и внешнюю архитектуру, однако то ощущение гармонии, которое возникает, например, при взгляде на виллы Андреа Палладио, — оно для меня чрезвычайно важно». Дизайнер Сергей Огурцов редко применяет в отделке орнаменты и яркие, привлекающие внимание цвета. Но в этом проекте немного отошел от правил — где еще попробовать дизайнеру новое, как не в собственной квартире. От сдержанной палитры Огурцов не отказался, однако необычно для себя использовал много обоев, даже в ванной. А для кухонного фартука выбрал рельефную орнаментальную плитку Ann Sacks.
Сергей Огурцов — приверженец современного американского дизайна: из мебели заокеанских марок легко составить интерьер, который можно назвать новой классикой. «Эти предметы демонстрируют хорошие пропорции, они дружелюбны по отношению к человеку, располагают к себе — приглашают воспользоваться, присесть». Хорошо знаком он и с американским винтажом. Для столовой Сергей выбрал редкие стулья Эдриана Пирсолла (1925–2011). Этот автор почти не известен в России. Его модель Brutalist с основанием из металла хозяин квартиры переобил в текстиль Holly Hunt. Офисное кресло 1960-х, которое теперь стоит в кабинете, Огурцов буквально спас — нашел на одной из свалок в Сан-Франциско и отреставрировал. Некоторые предметы куплены еще до того, как квартира была найдена, тем не менее хорошо вписались в новый интерьер.
В проекте собраны интересные произведения искусства: фотографии Моники Деневан, Яниса Дейнатса, Федора Биткова, акварель Полины Егорушкиной. Количество работ выверено, так чтобы квартира не стала похожей на музей. «К искусству в доме я подхожу утилитарно, для меня это одно из средств создать гармонию в интерьере. Два критерия при выборе работ: их эмоциональная связь с владельцем и способность сделать интерьер лучше», — говорит Сергей Огурцов.