Дизайнер Екатерина Грачева спроектировала в центре Москвы квартиру площадью 315 кв. метров. Классические элементы соединила с современными — так возник эклектичный, гармоничный интерьер. Мягкие формы и цвета обволакивают покоем и уютом
По теме: Екатерина Грачева: квартира на Патриарших
Заказчики — семья с двумя взрослыми детьми, дочерью и сыном. «Чтоб объединить людей, их надо разъединить», — справедливо посчитала Екатерина Грачева и спланировала «квартиры в квартире». В распоряжении родителей и каждого из детей оказались спальня, ванная, гардеробная и мини-гостиная, где можно принять друзей. Каждый получил максимум комфорта и независимости. Внушительная площадь 315 кв. метров позволила реализовать задуманное.
Большие метры, безусловно, большое счастье, но работать с ними непросто. Особенно при нестандартной конфигурации помещений. Так, работу в 70-метровой гостиной усложнили два эркера разной формы и скошенная стена. Екатерина признается, что не приветствует эркеры, особенно «угловатые», считает их скорее несовершенством, чем достоинством. «Они зааставляют дизайнеров мучиться с планировкой: никогда не знаешь, как правильно расположить там мебель». В итоге в треугольном эркере поставили по диагонали стол, а в прямоугольном — лежанку, на которой можно, например, уединиться с книгой, когда остальные смотрят кино.
Еще одной проблемой в гостиной стала диагональная стена. Екатерина Грачева нашла удачный способ исправить пропорции комнаты: встроила в стену библиотеку неравномерной глубины: одна часть глубже, другая — более плоская. Шкаф изготовили на заказ в Италии на фабрике La Ebanisteria. «Мы встроили шкаф, чтобы скрыть недостатки стены, но это еще и отличная система хранения, ящиков в нем много». Еще один примечательный объект от La Ebanisteria — сквозной шкаф в прихожей: его створки можно открыть как с одной, так и с другой стороны. «Это сложно сделать, не все фабрики берутся», — объясняет Екатерина.
К объединенной гостиной-столовой примыкает кухня. Она отделена раздвижными перегородками. «Это было одним из условий хозяйки: кухня должна быть отдельной. Сегодня мы возвращаемся к тому, от чего ушли: когда в распоряжении есть большое пространство, кухню стараются изолировать». Обычно двери между кухней и гостиной открыты. Но при неоходимости, если приходят гости или идет сложная готовка, их закрывают. Кухонный гарнитур изготовили в Италии. Фасады из каменного агломерата оживляют и «омолаживают» классическую основу.
Важным требованием заказчицы к интерьеру была мягкость, как в палитре, так и в формах. Она просила избегать остроконечных выступающих деталей, жестких углов, какие бывают, например, у современных кроватей, о которые больно ударяешься в темноте. А также не приветствовала ничего агрессивного, эпатажного. Екатерина Грачева просьбу выполнила — интерьер обволакивает покоем и уютом.
Как рассказывает Екатерина, она избегала мелкого зонирования, свела к минимуму число дверей, а там, где возможно, установила раздвижные. В центре квартиры спланировала холл, от которого лучами расходятся другие помещения: гостиная, кабинет, детские, спальня родителей — из них в холл проникает дневной свет. Центр все равно получился довольно темным, но этот недостаток можно рассматривать и как достоинство: после приглушенно освещенного холла комнаты кажутся еще светлее.
Хозяйка отдает предпочтение современной классике — Екатерина Грачева создала интерьер, где традиция смешана с днем сегодняшним. Высокий плинтус, рамы из молдингов на стенах, потолочный профильный карниз, симметрия в композиции, и на этом фоне — мебель лаконичных форм. Никаких завитков и рюшей, максимум — прошивка капитоне и «крылья» в дизайне кровати. Екатерина отмечает, что в процессе работы предпочтения заказчицы менялись: «Чем дальше, тем больше ей нравились современные и даже минималистичные решения. В итоге в ванных, например, появились вполне аскетичные тумбы под раковину, керамогранит и строгий душ».
Следствие стилистического микса — разнообразие материалов, смесь искусственных и натуральных. Дерево, бархат, металл, расписанные вручную обои соседствуют с крупноформатным керамогранитом и каменным агломератом, такое сочетание делает интерьер актуальным. «Более того, выяснилось, что хозяйка любит бетон. Но я убедила ее органичиться плиткой с фактурой бетона: ведь у нас хоть и современная, но все-таки классика», — рассказывает Екатерина.
Как и просила заказчица, вся квартира решена в мягких нейтральных тонах: сложной, нюансной, как говорит Екатерина, слоистой палитре. Дизайнер применила серые, пудровые, кофейные оттенки. Их неброская красота не поражает воображение, но раскрывается постепенно. Палитра хотя и деликатная, но не монохромная: дизайнер выдержала контраст теплых и холодных тонов, обагатила аскетичный по цвету интерьер фактурами, оживила орнаментом, графикой, а кое-где и акцентами, например, в главной спальне добавила довольно яркое покрывало: хозяйка несмело приняла решение по поводу этой вещи, но потом с улыбкой вспоминала свои сомнения: яркость орнамента нравилась ей все больше и больше с каждым днем.
И заказчица и дизайнер понимали, что в интерьере необходимы произведения искусства. Работы выбирали долго. Екатерина предлажила прибегнуть к услугам российских художников и обратить внимание на абстракции: от них не устает глаз, они развивают воображение. Петербургский автор Лилия Ковган создала для проекта три работы, которые разместили в прихожей, в галерее ArtBrut Moscow заказали у Екатерины Нечаевой «Нарциссы» для спальни. Уже заинтересовавшись искусством, однажды заказчица увидела в Лондоне яркую абстрактную работу, которая запала ей в душу. Галерея, где та выставлялась, была закрыта, однако тема «цветных пятен» получила развитие в Москве: Екатерина Привалова изобразила нечто подобное тому, о чем рассказала заказчица, — красочная работа заняла место в гостиной.