Главное качество хорошей архитектуры — уместность. Ольга Трейвас и Вера Одынь, Form, завершили проект в Суздале, переосмыслив образ русского загородного дома.
По теме: «Детский мир» архитектурного бюро Form
На высоком берегу реки Каменка, с которого открывается вид на три монастыря, стоит дом. По мнению авторов проекта, эта панорама претендует на звание самой живописной в Суздале. Андрей Тарковский снимал здесь финальную новеллу фильма «Андрей Рублев». Строить пришлось не с нуля: на участке уже был остов из пеноблоков, чудовищный в своей громоздкости и несоразмерности окружению: он предназначался для гигантской усадьбы, которая, к счастью, не была завершена.
На этой базе Ольга Трейвас и Вера Одынь выявили три объема и возвели дом, который выглядит как три прилепившиеся одна к другой русские избы. Их пронизывает современная светлая структура и дополняют три террасы из черного металла. Постройка стала органичной частью городской панорамы, но дает понять: перед нами архитектура сегодняшнего дня.
Деревянные фасады щедро декорированы резьбой, которую выполнили местные умельцы. «Хотелось отдать дань традициям народных промыслов, воспроизвести рисунки, которые мы видим в разрушающихся деревянных домиках вокруг». Интерьер архитекторы выстраивали по видовым точкам. Продумывали, на что будет смотреть хозяин каждую минуту: любое из окон, маленькое или большое, обрамляет красивый пейзаж.
«Мы никогда не придерживаемся какой бы то ни было стилистики, — говорят авторы проекта. — Интерьер рождается из магии, которая возникает между архитектором и заказчиком. Так было и на этот раз. Нам повезло, что мы встретили именно этого человека: мы выстраивали наш проект как интеллектуальный диалог. И конечно, с самого начала думали о его коллекции».
Архитекторам помог опыт в экспозиционном дизайне: бюро Form оформляет выставки для крупнейших институций, среди которых «Гараж», Московский музей современного искусства, Мультимедиа Арт Музей. «Ключевые произведения — как маяки: мы идем на них, получая череду впечатлений, — говорит Ольга Трейвас. — Размещаю вещи так, чтобы они находились в правильных местах, при этом были в безопасности, прячу графику от прямого света».
Предметное наполнение в доме разномастное, обстановка как будто складывалась постепенно, случайно. Вещи прибыли из шоурумов разных брендов и винтажных лавок, есть авторский дизайн Ольги и Веры, многое сделано на заказ. И никакого снобизма: культовое кресло Ритвельда соседствует с безымянной старой лампой. Такой подход делает дом обаятельным, по-настоящему живым.