На продажу выставлена вилла по проекту Marmol Radziner в окрестностях Лас-Вегаса. Здание соответствует «зеленым» стандартам, идеально вписано в пустынный пейзаж, но самое ценное, что есть в этой недвижимости — инсталляция художника Джеймса Таррелла на участке. Стоимость 14, 5 млн. долларов через Crosby Doe Associates.
По теме: Джеймс Таррелл достроит музей в кратере вулкана
Дом построил в 2008 году Джим Маррен. Долгие годы он возглавлял девелоперскую компанию MGM Resorts International, которая, среди прочего, управляет казино в Лас-Вегасе. Маррен также известен как коллекционер современного искусства — владеет собранием музейного уровня, включающим работы Роберта Раушенберга, Энди Уорхола, Джеймса Таррелла. Недавно, после того как игорный бизнес понес гигантские потери от последствий пандемии Covid-19, Маррен был вынужден уйти в отставку. Возможно, продажа дома связана с этим фактом.
До этого Маррен обитал в палладианской вилле, однако в какой-то момент подобные дома перестали его интересовать: «У них нет будущего», — заявлял предприниматель. Парадоксально, но хорошие современные здания — редкость в Лас-Вегасе. Строители набили руку в возведении дворцов и «средиземноморских» вилл с лепниной, но мало кто умеет прорабатывать лаконичные детали, узлы модернистских построек.
Маррен решил обратиться к зеленой архитектуре. Интерес не был спонтанным: в активе компании MGM Resorts на тот момент уже было здание City Center в Лас-Вегасе, сертифицированное по стандарту LEED Gold: экологически безупречное и энергоэффективное. «Я поддерживаю создание домов, которые оказывают положительное воздействие на окружающую среду, а в Лас-Вегасе, я думаю, нам нужно более тесно взаимодействовать с пустыней», — заявлял предприниматель.
Обдумывая свой будущий дом, Маррен узнал об архитектурной фирме Marmol Radziner, удостоенной многочисленных наград, особенно его впечатлила их реставрации знаменитого дома Кауфмана в Палм-Спрингс, который в 1946 году построил Рихард Нойтра. Маррен разыскал архитекторов. И обнаружил, что Лео Мармол и Рон Радзинер также славятся своими префабами — сборными домами со стальным каркасом, которые можно быстро устанавливать в любом месте, и что ранее они сотрудничали с художником Джеймсом Тарреллом, чьи работы коллекционирует Маррен. «Префаб был, безусловно, лучшим и самым экологичным средством. Быстрая сборка на месте значительно уменьшает неизбежное воздействие нового дома на окружающую среду».
Готовясь к строительству дома, Джим Маррен совершил поездку в Аризону, где познакомился с проектом всей жизни Джеймса Таррела: с 1977 года тот пытался (и пытается до сих пор) превратить кратер потухшего вулкана в музей-обсерваторию, позволяющую увидеть небесные явления невооруженным глазом. После этого Маррен начал мечтать о здание из стали и стекла, которое сливается с окружающей средой, и о том, какую роль в нем может сыграть искусство Таррелла.
Радзинер и его команда разработали сборную двухэтажную конструкцию. Ее компоненты — модули на стальном каркасе с готовыми полами, стенами, дверями, ограждениями. Все они изготовлены на собственной фабрике Marmol Radziner вблизи Лос-Анджелеса и доставлены на участок. «Нам удалось значительно сократить время строительства, — говорит Лео Радзинер. — Пока мы занимались фундаментом и двухуровневым подвальным гаражом (на это ушло четыре месяца), модули были произведены».
Участок, на котором стоит здание, расположен на западной окраине Лас-Вегаса, недалеко от каньона Ред-Рок, и с его стороны открыт ветрам и песчаным бурям. С-образное в плане здание формирует внутренний двор, защищенный от стихии, где устроены бассейн, террасы и тенистые спортивные площадки. Площадь дома — почти 1000 кв. метров. Остекленная конструкция на стальном каркасе, в которой расположена двухсветаная парадная гостиная, соединяет два крыла: в двухэтажном находятся спальни, в одноэтажном — семейная гостиная, библиотека, кухня. А также подземная баскетбольная площадка и винный погреб. Из комнат, обращенных на восток, по вечерам можно видеть огни Лас-Вегаса.
Cамый впечатляющий компонент находится снаружи. Джим Маррен попросил своего любимого художника Джеймса Таррелла установить на участке одну из своих инсталляций Skyspace. Объект получил название Arrowhead (острие стрелы). В саду на склоне появилась четырехгранная бетонная пирамида цвета ржавчины, которая приятно контрастирует с прямоугольной геометрией префаба. Внутри — пара комнат с подсветкой и отверстиями, одно из которых смотрит в небо, другое — на линию горизонта. Сидя на скамье в центре, можно наблюдать оба — это идеальное место для созерцания пустыни.
«Это наш первый префаб, но мы с женой не видим никаких эксплуатационных различий между ним и другими домами, в которых мы жили ранее — говорил тогда Маррен. — А это значит, чтобы стать зеленым, не нужно отказываться ни от комфорта, ни от качества».