100 лет дизайна: стеллаж Joy Акилле Кастильони
Система Joy, которую производит Zanotta, относится к самым поздним произведениям Акилле Кастильони. Он создает этот многофункциональный стеллаж в 1989 году, когда его лекции собирают тысячные залы. Полки разной высоты, закрепленные вокруг центрального элемента, могут вращаться и образовывать различные композиции. Это — «объект изобретения» одного из самых влиятельных мастеров итальянского дизайна.
По теме: 100 лет дизайна: табурет Mezzadro братьев Кастильони
Создавая Joy, Кастильони реализовал идею технологической и формальной аннигиляции. Стеллаж по его мысли должен был стать предельно «нейтральным» объектом с множеством ролей, возможно даже архетипом новой категории. Особенность Joy («Радость») заключается в том, что движение полок реализовано с максимальной простотой: горизонтальные полки свободно вращаются вокруг вертикальной шарнирной колонны из стальных труб.
Стеллаж состоит из стоек и полок — они выполнены из ДВП средней плотности, при этом углы имеют внутреннее стальное усиление. Полки отделаны устойчивым к царапинам тиснением белого, черного или бордового цветов. Стальные шарниры окрашены в цвет модели. Joy выпускается в вариантах с пятью или семью полками.
«Один из моих секретов — постоянно шутить, — говорил все жизнь Кастильони, — Не нужно относиться к вещам слишком серьезно». Рекламная компания стеллажа представляла его как ступеньки, по которым ходит ребенок, тем самым указывая на игровое происхождение вещи: несколько одинаковых блоков различного размера, которые можно комбинировать в зависимости от фантазии. При определенном положении блоков стеллаж может быть компактным и незаметным, может становиться угловым, а может занять много места — почти как скульптура, если его секции расположены по кругу.
Вместе с тем Кастильони утверждал, что хороший дизайн не должен попадать в модные тенденции — вещь должна использоваться до тех пор, пока не износится, также как одежда. Поэтому в его поздних вещах мы видим меньше характерного, и все больше универсального. «Вращающийся стеллаж» установил своего рода новый типологический рекорд. Этот простой предмет из нескольких Г-образных секция и невысокого несущего элемента стилистически настолько вне времени, что определить год его создания весьма сложно: это может быть и начало XX века, а может — и XI-го.