100 лет дизайна: светильник-артишок Поула Хеннингсена
Светильник Artichoke компании Louis Poulsen настолько популярен, что считается одной из самых цитируемых моделей в мире. Секрет — в мягком рассеянном свете и выразительной скульптурной форме. Его свет точно соответствует времени суток, чтобы добиться такого эффекта, его создатель, Поул Хеннингсен, провел всю свою жизнь в кропотливых исследованиях.
По теме: Поул Хеннингсен (Poul Henningsen) — властитель дум и светодизайнер
«Искусство состоит в том, чтобы отделить значительное от незначительного», — утверждал датский дизайнер Поул Хеннингсен (Poul Henningsen, 1894–1967). Он был человеком выдающимся. Спокойным, вдумчивым, обладавшим поэтическим взглядом на повседневные вещи, обращавший внимание на тонкие оттенки цвета.
Хеннингсен всю жизнь был помешан на качестве света, который дает светильник. Ему хотелось достичь такого рассеивания, которое было бы одновременно и равномерным, достаточным, чтобы осветить большое пространство, и не утомляющим глаза. Но что даже важнее: каждому часу дневного света он подбирал соответствующий аналог света искусственного.
Такая приверженность к мягкому освещению была из детства: в те времена многие люди, привыкшие к свечам и керосиновым лампам, пугались новых ярких электрических ламп.
Хеннингсен никогда не скрывал своего консерватизма в области освещения: «Быть консервативным не означает быть старомодным. Дешевый электрический свет, о котором все говорят — это не более, чем рекламный трюк. По сути мы используем с каждым годом все больше энергии на «дешевое» освещение. В итоге мы не только не получаем дешевый свет, но даже расходуем больше, чем раньше. Конечно, уже очень давно у технологов существует мечта превратить ночь в день. Я думаю, это ошибочная мечта, лишенная воображения. Потому что человеку необходим ритм, ему нужна смена дня и ночи.
Мне бы совершенно не хотелось, чтобы ночь становилась днем. У дневного света и искусственного, конечно, есть сходство, но его как раз люди не замечают. У солнечного света есть все возрастающая яркость: от едва заметного рассветного света до яркого полуденного. Каждому часу солнечного света можно найти соответствие среди источников искусственного. Да, у нас теперь появился некий суррогат дневного света – но все же он нехорош.
Почти любую степень освещенности может имитировать флуоресцентная лампа, но ее невозможно использовать во всех случаях. По моему мнению от осветительных приборов нужно добиваться именно того, чтобы они соответствовали времени суток, когда ими пользуются. И были приближены к свету огня».
Он экспериментировал с различными формами рассеивателей год за годом, скрывал лампу накаливания разными способами, искал способ добиться более эффективных отражений с помощью комбинаций матовой и глянцевой краски. «Технолог никогда не должен забывать, что он так же и художник, а художник — что он является и технологом», — любил повторять Хеннингсен.
Первый Artichoke был сделан в 1958 году для копенгагенского ресторана Langelinie Pavillonen, который находится на набережной, недалеко от знаменитой «Русалочки». К тому моменту, у дизайнера уже был обширный опыт (иногда предшественником «Артишока» называют модель Louvre, созданную годом ранее), который помог ему создать новый светильник всего за три месяца. Хотя, по сути, на подготовку такой конструкции ушло более десяти лет.
Всего для ресторана понадобилось 8 штук; все они висят на том же месте, где их и повесили более 60 лет назад. Сначала этот светильник называли не «артишоком», а «шишкой» — PH Kogle. Название Artichoke появилось позже. В компании Louis Poulsen, которая выпускала модели Хеннингсена, каждый новый светильник сопровождали его инициалами — PH.
Особенность этого светильника, как и многих других моделей Хеннингсена: при любом угле обзора источник света не виден. Всего у Artichoke несколько разновидностей. Размерная линейка: 48 см, 60 см, 72 см и 84 см. Бывают медные, стальные и белые лепестки: всего их 72 штуки, они крепятся вручную к 12 стальным обручам.
К 50-летнему юбилею лампы в 2008 году Artichoke был выпущен лимитированной серией в 50 экземпляров. Каждая деталь была покрыта слоем 24-каратного золота. Тогда же появилась версия из опакового стекла: эти модели довольно хрупкие, их собирают уже на месте у заказчика.