100 лет дизайна: стол Tobi-Ishi Эдварда Барбера и Джея Осгерби
Скульптурный стол Tobi-Ishi — первая коллаборация звездного британского дуэта Barber & Osgerby c итальянской фабрикой B&B Italia. Стол увидел свет в 2012 году, после того как Барбер и Осгерби спроектировали Олимпийский факел для Олимпийских игр 2012 в Лондоне. Они сами не раз утверждали, что факел стал поворотным в их карьере — они стали получать заказы от крупных компаний.
«Когда мы впервые встретились с представителями фабрики и спросили, какой именно предмет они хотели бы видеть в своей коллекции, нам ответили, что больше всего нужен большой круглый стол, который бы мог выполнять роль скульптуры в интерьере. Особенно подчеркивался баланс между функциональностью и скульптурностью: это было основной идеей стола».
Дизайнеры обратились к образу японского сада. Точнее — к тем гладким камням, которыми его обычно украшают. И решили повторить этот прием в интерьере. «Нам показалась очень близкой к нужной концепции идея балансирующих камней японского сада. Название — Tobi-Ishi — чаще используется для обозначения каменных ступенек в саду, но его можно также понимать и как «парящие» камни. Японский ритуал устройства сада таков, что камни такой формы чаще всего можно увидеть около водоемов».
Камень стал не только прообразом формы, но и материалом стола Tobi-Ishi. Некоторые версии выполняются из мрамора с ярко выраженными прожилками – черного и белого. Однако первоначальная версия была вовсе не каменной. Дизайнеры вспоминают: «Что касается материала, нам было интересно провести эксперимент. Очень важно, чтобы визуально стол выглядел очень тяжелым — ровно так, как выглядят настоящие камни.
Мы решили использовать черный, специальным образом обработанный вручную цемент. Деревянную столешницу покрывали слоем жидкого цемента: такого, какой обычно используют в архитектуре для фиксации облицовки или для водонепроницаемых крыш. Для этого пришлось адаптировать технику укладки: цемент наносился и распределялся вручную, а после выравнивался и шлифовался».
Это превратило каждый стол в предмет ремесленного искусства. Позднее стол стал выполняться из мрамора различных цветов (черного и белого), появилась также версия в красном и темно-синем лаке.
Любопытно, что ножки стола, которые выглядят монолитным твердым материалом, в первоначальной версии выполнялись из полиуретана повышенной плотности (так называемого «байдура»).
Форма стола меняется в зависимости от угла зрения. Если смотреть сбоку, он выглядит как скульптурная композиция из трех плоских камней, однако основание стола может казаться и крестообразной формы.
С годами появилось целое семейство столов Tobi-Ishi: известны версии с увеличенной площадью столешницы (больше похожие на овальные), а также журнальные столики подобной конструкции и столы outdoor. Размеры первого круглого стола: диаметр 162 см, высота – 72,5 см.