100 лет дизайна: стул Pantone Вернера Пантона
Стул Panton, названный в честь своего создателя, датского дизайнера Вернера Пантона (1926-1998) — был объявлен первым в мире пластиковым стулом из единого куска пластика. Его появление изменило сам способ производства и даже продажи стульев. Cкульптурный профиль, игровой и яркий образ точно соответствовал духу 1960-х. Стул тут же стал героем многочисленных обложек журналов и обосновался на съемочных площадках. «Я хочу создать мебель, которая будто бы вырастает из пола; превратить объект в нечто органическое, не имеющее четырех ножек», — объяснял Вернер Пантон.
По теме: Вернер Пантон — герой 1960-х
Датский дизайнер впервые набросал свою идею штабелируемого стула в 1950-х годах, а первоначальная модель из гипса была изготовлена производителем Dansk Akrylteknik в 1960 году. Первоначально он назывался S Chair — по аналогии с формой, повторявшей изгиб тела сидящего человека. Ту же самую идею Пантон предложил швейцарскому мебельному бренду Vitra — это случилось в 1963 году.
Поначалу разработка стула казалось почти невозможной, так как революционные контуры предмета должны были быть приведены в соответствие с физическими ограничениями технологии производства пластмасс. На это понадобилось несколько лет исследований, испытаний, выброшенных конструкций и непрерывной разработки прототипа. Окончательная форма стула стала кульминацией из десятка прототипов, изготовленных вручную из ламинированного полиэстера, армированного стекловолокном. Работать пришлось так упорно и долго, что часто приходилось задерживаться на производстве вечерами и в выходные.
Наконец, когда идея была доработана, в 1967 году была выпущена небольшая опытная серия, состоящая всего из 150 штук: ее изготовили методом холодного прессования полиэстера, армированного стекловолокном. Это был первый полностью пластиковый стул, изготовленный из цельного куска материала с консольной конструкцией. Его скульптурная форма и яркий цвета оказались сенсацией. В том же 1967 году модель появилась на обложке датского журнала о дизайне Mobilia, это произошло незадолго до запуска стула в серийное производство.
Однако очевидно, что дорогостоящий и сложный процесс изготовления делал невозможным насыщение спроса. Тяжелый материал был заменен на более легкий и дешевый термопластичный полистирол, который гораздо больше подходил для массового производства. После 1968 года стали применять технологию литья под давлением, что позволило нарастить выпуск большого количества стульев. Однако эта технология не позволяла изменять толщину материала, что привело к нескольким модификациям в конструкции: наиболее заметной из которых была серия выступов в переходной зоне между основанием и сиденьем. К тому же впоследствии оказалось, что материал был гораздо менее устойчивым к старению и атмосферным воздействиям, чем предполагалось первоначально, и производство полистиролового стула прекратилось в 1979 году.
В 1990 году производство вернулось к жесткому пенополиуретану с его сложной отделкой, но большей устойчивостью к поломкам. Эта серия Vitra известна как Panton Chair Classic. Его до сих пор выпускают в глянцевой лаковой отделке в трех цветах: черном, красном и белом. Также Vitra выпустила еще одну версию стула в 1999 году: он выполнен из окрашенного полипропилена с матовым покрытием в шести разных цветах, и называется Panton Chair.
В 1970 году в британском журнале мод Nova шедевр Пантона появляется вместе с певицей Амандой Лир в главной роли: последовательность кадров иллюстрировала «как раздеться перед мужем». В 1995 году на этом стуле Кейт Мосс позировала обнаженной для обложки журнала Vogue: и тогда же The Independent назвали модель Panton «официально самым сексуальным стулом за всю историю».
Одна из самых ранних моделей представлена в постоянной коллекции нью-йоркского Музея современного искусства (MoMA), другие версии предмета принадлежат лондонскому Музею дизайна, немецкому историческому музею Берлина и датскому музею искусства и дизайна в Копенгагене.