Йенс Рис: долгожитель американского модернизма
Датчанин Йенс Рис (Jens Risom, 8 мая 1916 — 9 декабря 2016) прожил долгую плодотворную жизнь и был одним из тех, кто сформировал язык американского дизайна. Рис известен своими красивыми, непритязательными конструкциями — многочисленными моделями стульев, приставных и журнальных столиков, сервантов и небольших мебельных аксессуаров, отражающее ремесленное мастерство и фирменные чистые линии скандинавского модернизма.
Рис прожил так долго, что застал открытие собственных произведений уже новым поколением дизайнеров. Он был не только свидетелем смены парадигм, но и смог в разные периоды стать их частью. Его эстетика, которой он не изменял на протяжении десятилетий, выдержала испытание временем.
По теме: Архитектор Ээро Сааринен: яркая комета послевоенного дизайна
Сегодня богатейшие американские музеи MoMA, Бруклинский Музей и Cooper Hewitt, Smithsonian Design Museum гордятся, что имеют вещи Риса в своих постоянных коллекциях. Сотни высококлассных винтажных дилеров собирают и продают черные кожаные скамейки и журнальные столики, а цены на него самые небольшие опусы (вроде корзин для бумаг) доходят до десятков тысяч долларов.
С будущей профессией Йенс Рис определился довольно рано: его отец, Свен Рис, был архитектором, и привил сыну любовь к архитектуре, живописи и скульптуре с ранних лет. Образование Йенс получил в Копенгагенской школе промышленного искусства и дизайна. Его одноклассником был Ханс Вегнер, и в студенческие годы они часто обменивались идеями. Современником Риса был и Борге Могенсен. Любимым учителем был Кааре Клинт — мастер раннего модернизма, вырастивший целое поколение будущих датских дизайнеров.
Рис изначально ориентировался на дизайн, а не на архитектуру, как большинство его современников. «Я сознательно отказался от карьеры в области архитектуры, поскольку в то время подрядчик и клиент имели право менять ваш проект, как им заблагорассудится. Я же хотел держать процесс созидания под контролем». После диплома, в начале 1930-х он нашел работу в Швеции, в «модернистской мастерской в Стокгольме». Он также работал в отделе дизайна стокгольмского универмага Nordiska Kompaniet.
Перелом в его жизни случился в 1939 году, тогда ему было 23 года, — он переезжает в США. У него уже был сложившийся взгляд на дизайн, характерный для скандинавов: в нем преобладало спокойное, рациональное и прагматичное отношение к предметам. Его работы вызвали интерес к сдержанному стилю, который позже стал формулироваться как послевоенный американский модернизм — mid-century modern.
Йенс был весьма активным и, конечно, не пропускал ни одно важное явление в стране. И когда ему предложили стать частью команды новой фабрики Knoll, он не только охотно принялся разрабатывать модели для дебютной коллекции, но стал партнером Ханса Нолла. Рис был чрезвычайно плодовитым, и буквально закидывал всех идеями. Из 20 предложенных им предметов в коллекцию вошли 15: это была знаменитая коллекция Knoll 1942 года.
Во время Второй мировой Рис служил в американской армии. За два с половиной года службы он обрел совершенно иной опыт и по-другому посмотрел на многие материалы (впоследствии это скажется на его дизайне). К примеру, одна из самых известных и цитируемых его работ — Risom Lounge Chair (1943 года для Knoll) — вариации на тему использования широких парашютных ремней. Именно из них сплетены сиденье и спинка. В дальнейшем эта модель станет безумно популярной и, действительно, для нее будут использоваться ремни, в большом количестве оставшиеся от производства парашютов.
После службы он ненадолго возвращается в компанию Knoll, однако его видение дизайна и установка на создание «теплых» предметов из дерева не совпадает со стратегией компании, и уже 1946 году он создает собственную студию Jens Risom Design (JRD). Под лозунгом «Ответ — это Рис», дизайнер последовательно внедрил скандинавские ценности в американскую культуру и дома. Вскоре компания насчитывала 300 человек и стала одним из крупнейших производителей мебели в США, продающим свою продукцию по всему миру. Несмотря на масштаб фирмы, Рис оставался ее единственным дизайнером, и, как и мечтал, дотошно следил за качеством каждой вещи.
В конце 50-х годов акцент в проектах компании JRD сместился: вместо мебели для дома Рису стали интересны коммерческие интерьеры, и он стал проектировать мебель для библиотек, офисов и больниц. Его вещи для дома становятся популярными не только у обывателей. На одном из его стульев сидел в «Овальном кабинете», Линдон Джонсон, бывший в то время президентом США.
Спустя 24 года с момента создании компании, в 1970 году, Рис продал ее акции корпорации Dictaphone. В зрелые годы ему хотелось оставить производственный процесс позади. После ухода из JRD Рис сосредоточился на работе в качестве проектировщика для Design Control в Коннектикуте. Среди его известных клиентов были Howe Furniture Company, Do-More, Gaylord и Ralph Pucci. Его партнерство с Ральфом Пуччи продолжилось и в XXI веке: Ralph Pucci International переиздала целую коллекцию забытых или утерянных проектов Риса. Даже в свои преклонные годы (ему было уже за девяносто) он активно участвовал в процессе проектирования и производства.
Показательный пример — проект Risom Rocker для американской компании DWR в 2009 году. Это кресло-качалка, проект которой предложил дизайнер, обладала всеми свойствами нового вневременного шедевра. Ее высокая спинка и скульптурные подлокотники были выполнены в традициях датской мебели середины века.
Последние годы жизни Рис провел в местечке New Canaan в Коннектикуте. Там он построил небольшое бунгало по собственному проекту и наполнил его произведениями датских экспрессионистов и мебелью, разработанной им самим, а также Арне Якобсеном и Хансом Вегнером.
В честь столетия дизайнера галерея Ralph Pucci International провела три выставки, которая так и называлась. Именно Ральф Пуччи в свое время убедил 80-летнего мастера не отходить от дел и активно продолжать работу, благодаря чему в свет вышло множество новых работ. Выставка «Jens Risom: 100» впервые была показана в рамках Art Basel Miami 2016.
«Нам было важно отойти от концепции работ Йенса Риса как клише модернизма середины века. Мы хотели, чтобы коллекция излучала вневременное качество: чтобы те разработки, которые были созданы в 1950-х годах, можно было обновить и сделать настоящей классикой. Это была очень тесная совместная работа: мы просматривали обширные архивы и каталоги Йенса. Я выбирал свои любимые, а Йенс рекомендовал вещи, важные для его видения. Йенс Рис является одним из наиболее значимых дизайнеров мебели XX-го века, — уверен галерист. — И его влияние нельзя недооценивать».