Фрисо Крамер: бунт и трезвость в голландском дизайне
Голландский промдизайнер Фрисо Крамер (13.08. 1922 – 14.02 2019) относится к плеяде таких гениев как Геррит Ритвельд или Х.П. Берлаге. Блестяще образованный и интеллигентный мастер он оставался всю свою жизнь трезвым модернистом, для которого социальная сторона профессии была важнее всего.
Стул Revolt Крамера, созданный в 1953 году, — икона голландского дизайна. Легкий, тонкий, доступный по цене и долговечный Revolt быстро составил конкуренцию и стульям-муравьям Арне Якобсена, и вечным венским стульям Thonet. Его рама изготовлена из гнутой листовой стали, спинка и сиденье — из пластика, гибкого, но прочного.
Но самое главное качество стула с громким именем «Бунт» — это вневременной дизайн. Или, как выразился писатель Ян Волкерс, который создал несколько романов, сидя на произведении Фрисо Крамера: «Это присутствующий, и в то же время почти невидимый дизайн».
Самоочевидность относится практически ко всем вещам Фрисо Крамера. Его офисная мебель, зеленый пластиковый почтовый ящик, фонарные столбы — функциональны и являются примерами самого ненавязчивого дизайна.
«Люди должны забыть, на каких стульях они сидят, и просто быть счастливыми», — часто повторял Крамер. Директор Ahrend, фабрики по производству офисной мебели, однажды похвалил Крамера как дизайнера, похожего на Мондриана, который всегда возвращался к минимальному: «он предпочел бы проектировать воздух».
Фрисо Крамер был сыном Пита Крамера, архитектора Амстердамской школы, известного своим жилым комплексом De Dageraad и множеством мостов в столице. Он учился на архитектора интерьера в Школе искусств и ремесел в Амстердаме (Instituut voor Kunstnijverheidsonderwijs ), где преподавал Март Стам.
В 1950-х Крамер был частью организации Goed Wonen: фонда по восстановлению разрушенного войной имущества. Его цель состояла в том, чтобы уменьшить «отсутствия стиля, нехватку материалов и жилья». Члены Goed Wonen читали лекции, делали выставки и выпускали журнал, в котором предлагались советы и статьи о современной жизни и современном стиле. Фонд стал влиятельным, благодаря свежему междисциплинарному сотрудничеству между дизайнерами, архитекторами, производителями, продавцами и клиентами.
В течение 1950-х Крамер преподавал в Гаагской академии изобразительных искусств. Его курсы проходили в пятницу вечером и в течение дня в субботу, тем не менее привлекая более широкий круг людей, чем традиционная школа. Он также начал проектировать массовые товары, такие как масляный радиатор Davoronde 1958 года для компании Davo.
Свое дизайн-агентство Total Design Крамер основал вместе с Вимом Кроувелем, Бенно Виссингом, Полом и Диком Шварцем в 1963 году. Группа имела большой успех, благодаря «разработке и реализации идей дизайна во всех областях, чтобы там, где это возможно, достичь единства идей или «тотального дизайна».
С 1971 по 1983 год Крамер был директором конструкторского бюро Ahrend. В то время он спроектировал популярную серию офисной мебели MEHES (1972). Название — это аббревиатура тех потребностей, которые он обозначил как приоритетные в офисе: мобильность, эффективность, гуманность, средовой подход и стандартизация.
Фрисо Крамер работал до самой смерти. В его случае это часто означало модернизацию своих ранних произведений. Он улучшил свой Friso Kramer I, уличный фонарь 1960 года, который был создан для Гааги, а теперь украшает улицы городов по всему миру, спроектировав Friso Kramer LED для Lightwell. Он даже дважды адаптировал «музейный» Revolt к новым требованиям. В 1992 году сделал стул на два сантиметра выше. «Это для всех более высоких людей наших дней».
Фрисо Крамер выполнял множество административных обязанностей. Он был членом Совета Академии Ритвельда и Boosting (Голландский фонд промышленного строительства), членом Amsterdamse Kunstraad (Амстердамский художественный совет), Raad voor Industriële Vormgeving (Голландский совет по промышленному дизайну) и Международного консорциума дизайна. Трудился приглашенным лектором в Королевской академии изящных искусств в Гааге и был членом жюри многих международных премий.