Финн Юл: модернист с душою скульптора
Финн Юл (Finn Juhl, 30.01.1912 — 17.05. 1989) — один из самых влиятельных датских архитекторов и дизайнеров, популярных в 1940-60-х годах. Его дизайн характеризуют повышенное, почти фанатичное внимание к деталям и качеству, а также интуитивное использование материалов.
Родился Финн Юл в семье торговца тканями. Рос он без матери: она умерла, когда ему было несколько дней от роду. Это печальное обстоятельство и суровый характер отца приучили его справляться с жизнью самому: уже в 15 лет подросток просиживал часы за изучением искусства в Королевском музее изящных искусств Копенгагена, и был полон надежд стать художником. Однако по настоянию отца все же стал изучать архитектуру как более практичное ремесло.
Учился Юл с 1930 года в Королевской академии Копенгагена, и ему очень повезло с наставником: им был архитектор Вильгельм Лауритцен, следивший за всеми новыми архитектурными веяниями. Лауритцен подхватил движение функционализма, пришедшее из Швеции. Архитекторы открывали новые технологии, вся индустрия переживала небывалый подъем. Своему учителю (а позже и коллеге) Финн Юл ассистировал в создании первого датского здания в стиле функционализма: Дома радио в Копенгагене.
«Искусство всегда было моим главным источником вдохновения. Я очарован формами, которые бросают вызов гравитации и создают визуальную легкость».
В 1933 году у Финна Юла появляется своя квартира, которую нужно было обставлять. Юл решает проектировать мебель сам (впоследствии он создаст «с нуля» и обстановку собственного дома в пригороде Копенгагена). Его знакомят с талантливым молодым мастером Нильсом Воддером (Niels Vodder). Если бы не встреча с этим краснодеревщиком, возможно мечты Финна Юла о воплощении собственных идей так и остались бы мечтами.
С Воддером дизайнер создаст все свои ключевые вещи для выставок копенгагенской Гильдии краснодеревщиков. И получит в ответ бурю критики — и доброжелательной, и не очень. Первый раз Юл выставлялся в 1937 году. Спустя двенадцать лет его участие в этом мебельном шоу ремесленников было уже самым громким событием: на кресло Chieftain обратил внимание даже датский король.
Как и другие пионеры-модернисты, Юл начинал с нуля, не опираясь на наследие. Он проектировал, измеряя свое собственное тело и анализируя, как отдельные компоненты мебели должны поддерживать человека. Но вопреки современникам-модернистам, Юл стремился к более органичной, естественной форме. Юл воплощал свои идеи в смелые изделия, в которых каждый элемент дизайна плавно переходил друг в друга, и предъявлял огромные требования к столярам.
Вместо того, чтобы рассуждать с точки зрения практической конструкции, у Финна Юл был образ мышления скульптора. Его целью было создать мебель «с движением и жизнью». В некоторых его креслах спинка и сиденье соединены виртуозно: почти незаметно. Юл гордился тем, что конструктивно поддерживающие элементы мебели и сидящий человек выглядят вместе так, как будто они парят в воздухе.
В 1945 году дизайнер обзаводится собственной студией, где продолжает эксперименты со скульптурными формами предметов. Это оказывается совершенно не похоже на то, что делают остальные дизайнеры.
Вышедшее в 1940 году кресло Pelican называли «уставшим моржом», а культовое кресло 1949 года Chieftain сравнивали с четырьмя неудачными омлетами. Юл всегда добродушно реагировал на эту критику: он был одержимым мечтателем. И, как всякое сильное бескорыстное увлечение, оно делало его неуязвимым. Он создает множество версий похожих кресел, ищет свой идеал. Одно из таких вершин стала модель кресла 45, созданный в 1945 году. Впоследствии появится множество его вариаций.
Формально у Юля не было никакого специального образования в мебельной сфере, не считая практики каменщика и плотника в студенческие годы. Он называл себя самоучкой. И при этом ему почти век назад удалось найти новые принципы, которые оказались созвучны следующим поколениям. Из технических новшеств, придуманных Юлом, выделяется главное: он отделил сиденье и спинку от несущей деревянной рамы.
Несмотря на любовь к уникальным предметам, Финн Юл оказался одним из первых датских дизайнеров, кто в силу обстоятельств стал работать и с большими тиражами, и c крупными международными фирмами. При этом в массовом производстве он изо всех сил старался сохранить тот же подход к детали, что и в ремесленной мастерской.
Первой компанией, обратившейся к Юлу в 1947 году, была Bovirke. С первыми же его серийными креслами (они стали выходить в 1952 году) связан занятный факт: одно из них приобрел Музей декоративного искусства Копенгагена за 41 доллар. Далее последовало сотрудничество с France & Son, Baker Furniture Inc., Niels Roth Andersen, Hansen & Sorensen. Постепенно сфера его влияния расширялась.
В 50-е годы Финн Юл оказался для Америки одной из самых влиятельных фигур скандинавского дизайна. Его познакомил с американским рынком куратор отдела промышленного дизайна MoMA Эдгар Кауфманн (Edgar Kaufmann Jr). Настоящая известность пришла после того, как его вещи были выставлены в нью-йоркском шоу-руме Georg Jensen: месте, где в Америке рождались все тренды, связанные со скандинавским дизайном того времени. Его пригласили обставлять Датское посольство в Вашингтоне.
В 1950 году он проектировал один из залов здания штаб-квартиры Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Его чувство интерьера так импонировало американцам, что его часто приглашали оформлять выставочные экспозиции: в 1951 году выставку Good design, в 1953, «Дизайн в Скандинавии», 1953, в 1955 «Пятьдесят лет датского серебра» и в 1960 «Искусство Дании».
Позже, в 1956-1961 он много работал для авиакомпании Scandinavian Airlines: он разработал интерьеры терминалов и обстановку для самолетов, всего более трех десятков интерьеров. Также его приглашали в Милан работать над групповыми экспозициями скандинавских дизайнеров во время Триеннале.
В 1970-е новые материалы и мода снижают популярность вещей Финна Юла, однако прошедшая в 1982 году в копенгагенском Музее дизайна ретроспектива дизайнера возрождает интерес к его наследию.
Первыми создали моду на его дизайн, как ни странно, не скандинавы, а японцы. Отношение Юла к форме и материалу (дереву) оказалось настолько им созвучно, что они стали создавать целые отели, оформленные его предметами. Мода не осталась незамеченной: вскоре многие компании взяли курс на переиздание его вещей, даже тех, которые никогда не выходили серийно, а существовали только как прототип. Сейчас переизданы все известные модели стульев и диванов, а также аксессуары – включая ковры, часы, подносы и пр.
Сейчас за оригинальным дизайном Финна Юла охотятся коллекционеры: их осталось не так много, поскольку все они были выпущены небольшими тиражами или в нескольких экземплярах.
Его дом, который обставлен мебелью по его дизайну, сейчас является частью музея Ordrupgaard, который должен открыться после реконструкции в 2020 году.