Жан Мишель Франк: гений пространства и материала
Жан-Мишель Франк (Jean Michel Frank, 28.02.1895 — 03.08.1941) одним из первых объявил формулой правильного интерьера его минимальное наполнение. «Выкидывайте и продолжайте выкидывать. Элегантность означает устранение». Один из родоначальников стиля ар-деко, человек с безупречным вкусом и готовностью экспериментировать, он точно отразил дух своей эпохи в невероятных интерьерах, созданных для богемы по обе стороны Атлантики.
По теме: Архитекторы об архитекторах: 5 имен, которые вдохновляют
Франк стал одним из самых влиятельных интерьерных дизайнеров в период перед Второй мировой войной. Его яркая короткая карьера (с начала 1920-х годов до его трагической смерти после Второй мировой войны), до сих пор сильнейшим образом вдохновляет современных архитекторов и дизайнеров. «Я считаю, что можно найти новый и менее строгий принцип организации интерьеров: он должен быть основан на смешении стилей, — пишет Франк в 1935 году, — Наша задача — придать современный смысл благородному обрамлению, дошедшему до нас из прошлого».
Увлечение материалами было основным в практике Франка. Для него, никогда формально не принадлежавшему к какому-либо модернистскому движению, материалы были средством, а не целью. Франк не был приверженцем какого-то одного материала (как увлекалась лаком Эйлин Грей, а кованым металлом — Пьер Шаро). В его иерархии все субстанции были одинаково важными. Он продолжал традиции «изысканной» мебели и выбирал материалы за их разнообразные текстурные качества: от соломы до слюды, штукатурки, терракоты, шагрени, обсидиана и пергаментоподобных красок в палитре. Выступал за радикальное расширение традиционной декоративной схемы. Находил для традиционных материалов новые способы — например, покрывал стены и поверхности соломенным маркетри и обивал интерьеры холстом.
Жан-Мишель Франк родился в 1895 году в богатой парижской семье банкиров. Его отец был немцем, а дед по отцовской линии — раввином в Филадельфии. (Двоюродный брат Отто Франк был отцом Анны Франк). Худой, нервный и чувствительный, Жан Мишель сначала он начал изучать юриспруденцию в университете, однако после трагической смерти старших братьев во время Первой мировой войны, последовавшим самоубийством отца (тот боялся преследований и был подавлен смертью сыновей) и смертью матери (она не выдержала тройной потери и умерла в швейцарской психиатрической клинике), Франк внезапно оказался в одиночестве.
Он решает путешествовать. Остатков состояния отца хватает на несколько блестящих лет, проведенных между Венецией и Ниццей. Его ждут невероятные встречи со Стравинским, Дягилевым, Арагоном, Элюаром, Пикассо. Он нашел свою нишу в «ревущих двадцатых» среди интеллектуалов, политиков и художников. Именно в этом кругу он познакомился со своим будущим значимым наставником в мире интерьеров — декоратором Евгенией Эрразуриз (их представил друг другу Пикассо).
Эрразуриз была известна эксцентричным вкусом в выборе декора для дома: главный вход ее парижской квартиры украшали плетеные корзины, в гостиной стояли серые расписные деревянные вешалки и белый шкаф странных геометрических пропорций. Эта богатая чилийская вдова не только представила Франка высшему обществу, но и заметила его дизайнерский потенциал. Она увидела оформленную Франком квартиру на рю де Верней: «Я покорена этим мягким сочетанием травертина, дерева и кожи», говорила всем она.
Франк начинает проектировать интерьеры для своих друзей и друзей друзей. Он черпает вдохновение в устройстве традиционных японских домов, лишенных бесполезного декора и соразмерных во всех своих элементах. Он считает, что каждый предмет должен занять определенное место и быть в гармонии со всеми остальными. Тем не менее, стремление к японскому вовсе не было самой большой инновацией Франка (японскими интерьерами увлекались все). Он сумел удивительным образом сочетать японское с традициями французского декоративного искусства XVIII века и типичными способами обработками материалов того времени.
В 1932 году Жан-Мишель открывает магазин в Faubourg Saint Honore вместе с ремесленником Адольфом Шано. Этот союз принес эпохе 30-х годов множество эталонных образцов мебели. По сути, они заново открыли методы традиционного французского декора. Лакированная солома, типичная для периода Марии-Антуанетты, обои из пергамента, кожи, которые использовались для создания невероятно мягких диванов, и мешки с картофелем для покрытия подушек — лишь некоторые из изобретений этого дуэта.
Еще одной важной фигурой в жизни Франка стала Эльза Скиапарелли, знаменитый модельер. Она окружила себя сюрреалистами — и для Сальвадора Дали Франк разрабатывает первый диван в форме губ, а Джакометти поручает ему дизайн ее бутика на Place Vendome в 1937 году. Первое, что сделал Франк в бутике — установил бамбуковую клетку в середине магазина, создал пространство внутри пространства. Ему было интересно изучать способы регулирования симметрии с помощью оптических эффектов: клетка выступала в качестве точки фокусировки, способной изменять пространство через вертикальные линии.
Экономия средств и стремление к совершенству — эту формулу интерьера Франк оставил после себя. Он научил четкому сопоставлению всех элементов одного пространства и установлению между ними строгих соотношений: так, высота кушетки в его интерьерах определяет длину ковра, а ковер в свою очередь влияет на пропорции стола и лампы, стоящей на столе. Ансамбли Франка демонстрируют элегантные комбинации. И главной в этих геометрических пространствах оказывается пустота и «соединение того, что есть, с тем, чего нет», как говорил сам Франк.
Один из самых известных его объектов, который изучают в школах дизайна как идеальный пример модернистского объекта — стол Parsons. Это квадратный или прямоугольный стол, четыре ножки которого имеют квадратное поперечное сечение, выровнены с краями стола и равны по толщине. Этот стол Франк разработал, когда работал в Parsons Paris (тогда известном как Paris Atelier). Его карьера могла быть долгой и плодотворной — однако депрессия, начавшаяся с началом Второй мировой войны, не оставила шансов. Франк выбросился из окна, так же как и его отец, через месяц после начала войны.
«Многомерные работы французского интерьерщика и мебельщика Жана-Мишеля Франка оказали сильнейшее влияние на мое эстетическое воспитание. Я чувствую в нем гениального провидца, визионера. Его ощущение пространства подарило его объектам удивительный пуризм, его предметы просты, богаты и элегантны одновременно», — говорит Андре Фу, один из самых ярких и востребованных дизайнеров интерьеров в Азии.