Художник Христо: свобода — самый главный компонент проекта
Американский художник болгарского происхождения Христо Явашев, известный под псевдонимом Christo, умер в своей квартире в Нью-Йорке 31 мая 2020 года. Христо прославился грандиозными инсталляциями, которые начал создавать вместе со своей женой Жанной-Клод в 1960-х. Он был тем, кто обернул серебряной тканью здание берлинского Рейхстага, окрасил в розовый острова в Майами и устраивал прогулки по озерной воде в Италии.
По теме: Христо обернет Триумфальную арку в Париже
Вместе с Жанной-Клод они укрыли средневековую башню и фонтан в Сполетто в 1968 году, 250-метровый участок Аврелианских стен в Риме в 1974-м и весь знаменитый мост Пон-Нёф в Париже в 1985-м. «Оборачивать мост — словно возводить его с нуля, а драпировка Рейхстага по своей сути напоминала строительство здания», — говорил Христо.
Христо Явашев и Жанна-Клод де Гийебон родились в один день — 13 июня 1935 года: он в Болгарии, она в Марокко. Окончив художественную академию в Софии, Христо нелегально эмигрировал в Париж и подрабатывал портретами на заказ. Одной из клиенток была мать Жанны-Клод. Девушка учила Христо французскому, а он учил ее истории искусств.
«Я родился в Болгарии и сбежал из коммунистической страны на запад 10 января 1957 года», — объясняет он в одном из фильмов, снятых Dezeen. «Я встретил Жанну-Клод в ноябре 1958 года, и прожил с ней всю жизнь. Когда мы жили в Париже, между в 1958 и 1964 годами, я был беден, у меня не было мастерской, одна крошечная комната. Я начал работать с небольшими банками промышленной краски. От банок я перешел на канистры. Позже я снял гараж за пределами Парижа, чтобы работать с нефтяными бочками».
Христо и Жанна-Клод осозновали временный характер своих творений. Для них это было своего рода этическое решение: бросить вызов представлениям людей о бессмертии искусства. «Чтобы исчезнуть навсегда, требуется, возможно, больше храбрости, чем для того, чтобы остаться. Во всех этих проектах тема исчезновения, желания остаться в тени — одна из самых сильных. Они исчезнут, как наше детство, наша жизнь».
Их произведения были направлены против консьюмеризма. Они никому не принадлежали и представляли лишь эстетический жест художника. «У них нет причин на существование кроме поэзии, абсолютного творчества. Свобода — самый главный компонент этого проекта. Вот почему наши работы не вечны. Потому что свобода — это враг обладания, а обладание равно статичности…».
«Христо прожил свою жизнь в полной мере, не только придумывая, что казалось невозможным, но осознавая это, — говорится в официальном заявлении. — Христо и Жанна-Клод всегда давали понять, что их работы продолжаются после их смерти.»
Его последний проект, L'Arc de Triomphe Wrapped предполагал «упаковку» ключевого памятника французской столицы. Триумфальная арка на Елисейских полях должна была быть укутана 25 000 кв. метрами серебристой ткани, пригодной для вторичной переработки и обвязана 7 000 метрами красной веревки. В офисе Христо прокомментировали, что планируют завершить этот грани в следующем году, проведя выставку 18 сентября – 3 октября 2021 года.
Выставка работ Христо и Жанны-Клод откроется в Центре Жоржа Помпиду в Париже 1 июля 2020.