Ханс Вегнер: 7 знаменитых вещей короля стульев
Датского дизайнера Ханса Вегнера (2.04.1914 — 26.01.2007) часто называют «королем стульев и кресел»: за свою жизнь он спроектировал около 500 моделей, из них более 100 входят в коллекции музеев современного искусства — от парижского Центра Помпиду до нью-йоркского МоМА.
По теме: Восемь новых цветов для стула Wishbone
Ханс Вегнер родился 2 апреля в 1914 году в семье обувного мастера. И хотя работа отца была только косвенно связана с деревом (из него выполнялись колодки), Ханс с детства увлекся резьбой по дереву. К 15 годам он сделал свой первый стул, а в 17 получил специальность «мебельщик» и мечтал о собственном деле, равно как и о том, чтобы производить предметы, которые необходимы и полезны так же, как удобная обувь.
После службы в армии Вегнер поступает в Школу искусств и ремесел, позже переименованную в Датскую королевскую академию изящных искусств и дизайна. В этой кузнице модернизма (в Академии также учились Поул Кьерхольм, Бёрге Могенсен, Арне Якобсен) сформировалось кредо Вегнера: дизайн — это упрощение, избавление от лишнего.
Упрощать дизайн повседневных вещей Вегнер начал под присмотром Арне Якобсена, к тому времени уже известного архитектора: в 1940 году тот пригласил Ханса спроектировать мебель для ратуши в Орхусе, а после позвал его работать к себе в студию. Тогда же Вегнер находит своего лучшего мастера-краснодеревщика, Йоханнеса Хансена, который много лет будет воплощать лучшие идеи знаменитого дизайнера.
Китайский стул В 1943 году Вегнер совместно с Бёрге Могенсенем открывает дизайн-бюро. В это время он занимается поиском новых контруктивных приемов. Однажды в одном из музеев он увидел картину, изображавшую датских торговцев на стульях династии Мин. Под влиянием от увиденного он создает свой знаменитый China chair. Позже дизайнер создал около девяти различных вариаций «Китайского стула», в том числе Wishbone, получивший свое название за сходство с вилочковой костью у птиц (wishbone). Этот стул был выпущен в 1950 году датской компанией Carl Hansen & Søn, и немедленно стал бестселлером. Модель выпускается до сих пор в различных цветовых вариантах.
Кресло-павлин Вегнера чрезвычайно привлекало выстраивание параллелей между конструкцией мебели и ее аналогами в живой природе. Он исследует органику — устройство рыбьих и птичьих скелетов, наблюдает за типами соединений костей, мечтая найти самое простое и эффективное решение. Вместе с тем он утверждал, что любой стул должен выглядеть наилучшим образом с любого ракурса. В 1947 году Ханс Вегнер спроектировал Peacock chair или кресло-павлин, чья круглая и будто «распахнутая» спинка напоминает павлиний хвост. Тем не менее,основой для этой модели послужил совсем не павлин, а классический английский виндзорский стул (windsor chair).
Стул для президента В 1949 году специально для ежегодной выставки гильдии краснодеревщиков Ханс Вегнер разработал Round Chair «Круглое кресло». Эта модель покорила американский рынок: в 1950 году американский журнал USA Interior Magazine называет его самым красивым креслом в мире и помещает на обложку под емким названием The Chair: большая буква в написании обозначала его беспримерную значимость. В 1960 году во время решающих теледебатов Джон Кеннеди и Ричард Никсон сидели именно на этом стуле. Победу Кеннеди по легенде приписывают именно этому стулу, поскольку форма спинки не напрягала его травмированный позвоночник, и он был спокоен и расслаблен. Стул до сих пор можно часто увидеть на встречах глав стран в Копенгагене (так, в 2009 году Round chair был в интерьере, где проходила встреча Барака Обамы и Дмитрия Медведева).
Flag Halyard Chair Одна из редких моделей Вегнера, выполненная не из дерева. В Flag Halyard дизайнер экспериментировал со стальными трубками. Для сиденья использовано 240 метров специальной веревки, изголовье выполнено из овечьей кожи. Созданный в 1950 году, предмет отражал общие устремления дизайнеров, предвидевших триумф новых материалов и постепенное вытеснение дерева. Однако назначение его самое прозаическое — шезлонг создан для веранд, поэтому все материалы должны быть устойчивыми к перепадам температуры и легко поддаваться чистке.
Кресло-мишка Рубеж 1940-50-х был необычной плодотворным для Вегнера. В 1951 году он создает еще одну знаковую модель, попавшую на обложки журналов и ставшую практически символом нового десятилетия — кресло Papa Bear (или Teddy Bear). Первоначально кресло выпускалось компанией AP Stolen, однако уже спустя два года его стала выпускать фирма PP Møbler. В дальнейшем, к 50-летию этой компании кресло обзавелось еще и оттоманкой. Свое название кресло получило вслед за метким замечанием одного из критиков, который сравнил подлокотники с «лапами огромного медведя, который обнимает вас сзади».
Кресло-бык Это кресло, созданное в 1960 году, стало впоследствии любимым креслом самого дизайнера. Первоначально Ох («Бык») выпускалось компанией A.P. Stolen, однако уже в 1962 было снято с производства из-за проблем мебельного рынка. Производство было возобновлено только в 1985 году компанией Jørgensen, остающейся единственным его производителем по сей день. Привычный цвет обивки этого кресла — черный, бежевый, коричневый, красный. Однако известны его версии позних 80-х годов в неожиданных цветах — к примеру, голубом. Также существует его «женская» версия — без характерных «рогов», она называтеся Quinn.
Кресло-ракушка Знаменитый и в настоящее время один из самых подделываемых предметов датского дизайна был создан в 1963 году. Сейчас эта модель называется CH07 Shell Chair: ее, как и многие другие стулья Вегнера, производит компания Carl Hansen & Søn. Удивительно, но на кресло Shell долгое время производители и широкая публика не обращали внимание. Его начали производить массово только спустя несколько десятилетий с момента создания. По-настоящему востребованным кресло стало после 1998 года, а в моду вошел послевоенный дизайн.
По теме: Кресло Ханса Вегнера по версии Zaha Hadid Architects