Джордж Накашима: органический модернизм и коллекционный дизайн
Японско-американский архитектор и дизайнер Джордж Накашима (George Nakashima, 24.05.1905 – 15.06.1990) считается одним из основателей и лидером движения American Studio Craft. Себя он предпочитал cкромно называть «мастером по дереву».
По теме: PAD London 2019: 3 тренда и 45 хитов коллекционного дизайна
Накашима родился в японской семье в штате Вашингтон. Первые ремесленные навыки он приобрел еще в детстве. Получил степень бакалавра в Вашингтонском университете, звание магистра — в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1930 году, а также диплом Американской школы изящных искусств во французском Фонтенбло. После нескольких лет, проведенных в Париже, Джордж отправился путешествовать по миру.
Накашима стажировался у чешского архитектора Антонина Рэймонда, пионера модернизма, жившего и работавшего в Японии и США. После стажировки молодой профи был назначен архитектором первых железобетонных строений в индийском Подучерри, где он встретил индийского религиозного учителя Шри Ауробиндо, став его последователем.
С началом войны Накашима принимает решение вернуться в США, но перед этим отправляется в Токио: это путешествие оказывается переломным в его судьбе. Он встречает свою будущую жену Мэрион, в 1941 они женятся, годом позже появляется дочка Мира, и в 1942 семья переезжает в США. При поддержке Антонина Рэймонда, Накашима возвращается к любимой работе. Сначала семья поселилась на ферме, а вскоре появилась возможность купить участок земли, где появился дом. В течение полувека — до самой смерти — он жил в своем доме-мастерской в Нью-Хоуп, штат Пенсильвания, вручную создавая вещи, ставшие неотъемлемой историей мирового дизайна.
Его ранние работы отличают суровость и простота, свойственные японскому дизайну. Каждый предмет — выражение традиционного японского почтения к дереву и любви к природе. Он почти обожествлял деревья. Современники вспоминают, что он был религиозен, и стремился передавать в вещах свою философию и убеждения. «Каждое дерево заслуживает того, чтобы у него появился еще один шанс, и должно обрести вторую жизнь, — утверждал Накашима — Я верю, что у деревьев есть жизнь — и гораздо лучшая, чем наша, человеческая. А тот, кто достойно прожил одну жизнь, должен прожить и вторую».
Накашима очень внимательно относился к выбору деталей. «Чем больше естественной поверхности дерева мы используем, тем совершенней получается предмет, тем он более устойчив к воздействию времени. Нет ничего более скучного в мире, чем отполированная совершенная поверхность. Иногда ко мне приходили клиенты, у которых была целая коллекция моих вещей, и некоторые хотели зашлифовать царапины и другие следы использования, но я всегда изумлялся и отказывался это делать. Я говорил: продолжайте использовать этот предмет, и он обретет красоту».
Джордж Накашима помимо работы в своей мастерской, создавал предметы для знаменитых компаний Knoll и Widdicomb-Mueller: с ними он сотрудничал с 1958 по 1961 годы. Золотым веком творчества Накашимы считаются 1970-е годы. Он много работает с дорогими породами дерева, совершенствуя изысканную манеру их обработки.
Его поздние вещи 80-х годов также весьма ценятся: в декабре 2010 года аукционный дом Phillips de Pury продал стол Накашимы 1981 года за 104 500 долл. Однако рекорд продаж был в 2006 году: стол Arlyn был продан на Sotheby's за 822 400 долл.
Кроме многочисленных наград от AIA и других известных организаций, в 1983 году Накашима получил орден Священного Сокровища от императора и правительства Японии за значительный вклад в культурный обмен между двумя странами в период его выставок с 1968 по 1988 годы. Последняя экспозиция Накашимы нызывалась Full Circle и прошла в нью-йоркском Музее ремёсел (American Craft Museum).
Международная слава пришла к Накашиме спустя десятилетие после его смерти, в начале 2000-х. Внезапно эксперты стали ставить его в ряд с самыми популярными дизайнерами коллекционной мебели: Карло Моллино, Жаном Пруве и Марком Ньюсоном. Обычно коллекционеров особенно привлекают две линии 80-х: Sanso и Bahut.
Все началось с кофейного столика, который был предложен куратору Джеймсу Земайтису для аукционных торгов. «Органический модернизм», как стали определять стиль Накашимы позднее, настолько заворожил аукциониста, что он сразу включил стол в каталог вещей.
Американские коллекционеры часто квалифицируют его работы как «интеллектуальный ручной труд». Специалисты аукционных домов по-прежнему считают, что рынок его работ будет продолжать расти. Они отмечают, что треть всех работ Накашимы, продаваемых в Америке, уходит в Европу: Париж, Милан, Лондон, Брюссель.
Накашима редко подписывал или датировал свои законченные работы. Детали обычно идентифицировали по имени клиента, типу дерева или чекам с номером заказа. «Мечтой моего отца была доступность его вещей для всех людей, однако сейчас его мебель могут позволить себе только состоятельные. Вероятно, он только бы улыбнулся, узнав, насколько модным он стал сейчас», — рассказывает Мира Накашима, продолжившая дело своего отца.
После cмерти дизайнера дочь Мира руководит мастерской по деревообработке, где производятся около 65 моделей, включая оригиналы ее отца и работы, созданные ею самой. Иногда вещи, начатые Накашимой и завершенные его дочерью, приписываются обоим.
Сейчас у каждого есть возможность посетить студию Накашимы. В августе 2008 года его мастерская была названа национальным историческим памятником. На территории семейного участка располагается комплекс из четырнадцати зданий: мастерских, музеев и студий. В них проводят регулярные экскурсии. Также в одной из его мастерских в Японии в настоящее время находятся музей и галерея его работ.