Иссей Мияке: движение, радость, дизайн
«Авангард — то, что над временем. А вовсе не вещи, которые невозможно носить. Дизайн ведь создан не для философии. Дизайн — для жизни», — утверждает Иссей Мияке (Issey Miyake, р. 22.04.1938). Он создал новый канон пластической красоты и функциональности в одежде. Сам Мияке чаще всего называет себя дизайнером, а не модельером.
статья по теме: Токуджин Йошиока: пять мыслей о невидимом дизайне
Помимо революционной технологичной одежды, передающей движение и дающей свободу, он создал вокруг себя целый творческий кластер, влияющий на культурный пейзаж Японии и всего мира. Он растит уже второе поколение дизайнеров-инноваторов, отвечающих за облик будущего. Все, кто долгое время работал в его студии или сотрудничал с ним, завоевали признание: технологи, художники, дизайнеры и арт-директоры.
Хиросима Мияке не любит, когда вспоминают его детство и ядерную бомбардировку в Хиросиме, которую он пережил в семилетнем возрасте. Единственный раз, когда он публично вспоминал взрыв, было в обращении к Бараку Обаме против ядерного оружия. «Я помню эту красную линию, огромный черный гриб и разбегающихся людей — это было ужасно. Возможно, я выбрал профессию фэшн-дизайнера именно для того, чтобы забыть о том страшном дне, ведь проектировать одежду — значит, нести людям радость и делать их счастливыми». Как только Япония открыла границы, Мияке уехал в Париж.
Париж и Мадлен Вионне Учеба в Париже и Нью-Йорке в 60-е годы очень сильно повлияла на него. Он был очарован искусством французского кутюра. Он мечтал о той свободе, которая была у француженки Мадлен Вионне, звезды 20-30х годов: она придумала крой по косой, и ее наряды, бесформенные на вешалках, на теле выглядели живо и свободно, и хорошо сидели. У нее Мияке подсмотрел принцип драпировок прямо на теле и трансформации раскроенных геометрических кусков ткани. Позже это стало его принципом в линии A-POC (A Piece of Cloth). «Когда я увидел книги с работами Вионне — сразу понял, что она скульптурировала свои работы прямо на теле. Я тоже воспринимал человеческое тело, как движущуюся скульптуру. Так родилась идея «Предмета одежды (A Piece of Cloth) — идея сложной вещи, которая окутывает человека различными способами».
C момента основании своей студии в 1970 году до 1988 года, когда Мияке впервые начал экспериментировать со складками и перекручиванием ткани — он заслужил славу человека, делающего из моды искусство. В 1982 году платье по его дизайну поместили на обложку Artforum: одежда впервые появилась на обложке журнала о современном искусстве.
Движение и Токуджин Йошиока Удивительно, но в конце 1980-х мирового признания Мияке было недостаточно: «Я даже сомневался, стоит ли мне продолжать. В конце 80-х я чувствовал, сколько неуверенности в моих работах, я чувствовал отчаяние. Только работа над коллекцией Pleates отвлекла меня от этих мыслей. Складки, созданные вручную по новой технологии, давали невиданную свободу. Нам пришлось упорно работать над развитием технологий, материала и дизайна.
Моим главным принципом при создании одежды, при работе с людьми было движение. Зачем приходить ко мне в студию, если никакого движения не происходит? Если в творческом смысле они застревали на месте и не развивались, я говорил — «идите на фабрику, там проще». Наша задача — двигаться».
Движение так и осталось ключевым образом на протяжении всей карьеры Иссея Мияке. В 1992 году состоялась выставка в Музее современного искусства в Наошиме — она называлась Twist (как и коллекция того года). Сценография этой выставки сделала Мияке по-настоящему знаменитым – ее создавал сам мастер вместе с ответственным за дизайн пространств в его студии молодым 25-летним Токуджином Йошиокой. Они вместе придумали разложить вещи прямо на полу, а для большей динамики связать сотни вещей в канаты и протянуть их от пола к потолку. Для того времени это была революционная сценография. Йошиока навсегда запомнил слова мастера: «До тех пор пока ваш дизайн не вызывает чувство красоты, радости и удивления, вы не сможете найти общий язык со своей публикой».
Коллекция 1991 года Twist изменила взгляд на современную одежду. Перекрученные вручную вещи, сохранявшие все складки и неровности, выглядели свежо и необычно. Их можно было брать с собой в путешествия и не тратить время на уход: все складки восстанавливали форму после стирки. Мияке вспоминает: «Соотношение между машинным и ручным сделало такими необычными эти вещи. Я сохранил этот принцип и в дальнейшем».
Pleats Please и успех В 1988 году он создал несколько коллекций, которые изменили мир моды — это было начало экспериментов со складками. «Когда я ездил в Египет и Александрию, то увидел на одном из кораблей развевающиеся одежды женщин и подумал — вот оно. Мне нужно движение. Ветер и одежда. Взаимодействие между одеждой, человеческим телом, ветром, природой — вот что интересовало меня. Эта свобода — то, что требовало время».
Уже готовые и сшитые вещи пропускались через плиссировочную машину (использовалась технология сэндвича — ткань внутри двух слоев бумаги). В 1991 году, когда Мияке было 54 года, ему вручили две престижнейшие в Японии премии: премию Асахи и премию Киото. Приз вручали со словами: «Мистер Мияке, вы возвели моду в ранг искусства». Премии следовали одна за другой: в 1993 году французское правительство наградило его орденом Почетного легиона, британцы дали степень почетного доктора в лондонском Королевском колледже искусств.
Исаму Ногучи и путь к предметному дизайну Через несколько лет Мияке отойдет от создания коллекций, передав дела тем, кого он сам выучил и кому доверял (первым преемником стал Наоки Такидзава в 1994 и 1999 году, сейчас женские коллекции проектирует Йошиюки Миямаэ), а сам займется выставками и изучением нового и технологичного в одежном и предметном дизайне.
«Человеком, которого я уважал больше всего в дизайне и архитектуре, был Исаму Ногучи. Когда я был еще совсем юным, он построил в Хиросиме красивейший мост — «Мост мира». Меня потрясло чувство новизны и оптимизма, которые он воплотил в этой постройке. Одна из скульптур Ногучи установлена в моем токийском офисе». Заметно, как скульптурная одежда Мияке перекликается со светильниками Ногучи: на выставке 2017 года куратор Джонатан Андерсон поместил их в одном зале.
В 2001 году под креативным управлением Иссея Мияке была запущена линия часов Issey Miyake Watch: к сотрудничеству мастер пригласил финского дизайнера Харри Коскинена (Мияке помогал его карьере, устроив выставку Коскинена в Issey Miyake Studio в 2000 году), Токуджина Йошиоку и Наото Фукасаву (оба много лет проектируют бутики Мияке в Японии и в мире), Росса Лавгроува, Ива Беара, Джаспера Моррисона и других мастеров. В 2019 году Мияке пригласил для создания концептуальных часов Нао Тамуру — перспективную японку из Нью-Йорка: можно ожидать ее стремительного взлета в мире дизайна.
Мияке с самого начала пристально следил за молодой группой Nendo, появившейся в 2005, и уже в 2009 году заказал им дизайн своих концептуальных бутиков 24 Issey Miyake, где каждая модель была в 20 цветах, и ассортимент менялся каждые два месяца.
Свет и лаборатория 21_21 Design Sight В 2012 году Мияке совместно с итальянской компанией Artemide запускает линию складных светильников, способных превращаться из плоских в объемные: все эти идеи он уже воплощал в ткани и одежде. Как всегда, в этой коллекции сильный технологический посыл: светильники выполнены из переработанного пластика. «Цель дизайна — и это отправная точка всего, что я делаю — использование. Именно не ресайклинг, а повторное использование — говорит Мияке». У Мияке уже был опыт сотрудничества над световым дизайном с Инго Маурером — в 1999 году они вместе оформляли модный показ в Токио (по сути, это была последняя коллекция самого Мияке совместно с Такадзавой).
В 2016 году по настоянию Харри Коскинена, который уже стал арт-директором Iittala, Issey Miyake выпускает совместную коллекцию для дома. Сейчас Иссей Мияке больше всего занят делами своего фонда, Issey Miyake Fondation, основанного в 2004 году. Фонд и входящий в него исследовательский центр 21-21, для которого построил здание Тадао Андо – уникальная платформа для выставок и исследовательских проектов.