Нанна Дитцель: законодательница трендов
Нанна Дитцель (Nanna Ditzel, 06. 10. 1923 — 17. 06. 2005) по праву считается «первой леди датского дизайна». Ее талант был настолько ярким, что ей почти не пришлось бороться с гендерными предрассудками в профессии. Она восставала против традиций, была чрезвычайно разносторонним дизайнером, создавала корпусную мебель и текстиль, предметы декора и украшения. Королева датского дизайна обожала говорить: «Три шага вперед и два назад всё еще означают, что я иду в правильном направлении!»
По теме: Эйнар Педерсен: великий краснодеревщик и датский дизайн
Она всегда вдохновлялась исследованиями новых материалов и технологий: Нанна была пионером в области использования стекловолокна и поролона. Для компании Kvadrat Дитцель разработала популярнейший мебельный текстиль Hallingdal. А ювелирные произведения для Georg Jensen стали эталоном современного стиля. Часто ее работы были субъективны и противоречили тем задачам, которые должен был решать дизайн по мнению коллег. Тем не менее, она обладала уникальной способностью превращать свои художественные мечты в функциональные и энергичные вещи.
Нанна Дитцель родилась в Копенгагене. В ранней юности она обучалась столярному мастерству, и это повлияло на выбор будущей профессии. Образование получила в Датской школе искусств и ремесел и в Королевской датской академии изящных искусств, где учились художники Виктор Исбранд, Петер Хвидт и Кааре Клинт. Там же она встретилась со своим будущем мужем — Йоргеном Дитцелем, который был старше ее на два года. Они познакомились осенью 1943 года, а сразу после окончания Академии в 1946 году основали совместную студию.
Период с 1946 по 1961 год (год, когда Йорген в возрасте 40 лет скоропостижно скончался), был невероятно плодотворным для молодой пары. Они создавали мебель, текстиль, ювелирные украшения, изделия из стекла, участвовали в конкурсах. В 1956 году они выиграли престижный Lunning Prize. Тремя годами позже появилось одно из знаковых для пары произведений: яйцеобразное сиденье Hanging Egg.
Hanging Egg запустили в производство в 1959 году: эта игривая вещь предназначена для использования внутри помещений и снаружи. Ее можно подвесить на цепочке или прикрепить к подставке. Органическая форма и глубокое сиденье были созданы специально для того, чтобы чувствовать себя как можно уютней: чтобы можно было свернуться калачиком. Для своего времени это был совершенно нетрадиционный взгляд на домашние вещи: Дитцель была уверена, что одна вещь может интерпретировать весь интерьер. Она создала «космическое кресло» еще до многих других аналогов, выполненных из пластика другими дизайнерами. Кресло было возвращено в производство в 2014 году и производится Sika Design и компанией Yawakama в Японии. Одним из самых ярких примеров их совместной работы стал стул Sausage (Pølsestolen): в его спинке применялась технология формовки пены, и при этом соблюдался баланс между тонкими и массивными деталями.
У Дитцелей родились три дочери: старшая Дэнни и близнецы Лулу и Вита. Фотографии дочерей часто можно увидеть в рекламе их мебели: именно для них были созданы колыбели и детские столики с круглыми столешницами. Нанна Дитцель вообще много времени посвящала мебели для детей: она с удовольствием создавала для них среду, в которой по ее мнению они будут развиваться наилучшим образом. Колыбели, детская мебель (стулья и столы), модульные блоки, которыми можно было пользоваться по усмотрения детей — сейчас эти вещи считаются классикой.
Самым известным ее проектом, созданных для детей, считается детская игровая площадка, которую возвели в рамках выставки детских игрушек на форуме в Копенгагене в 1963 году. Вместо того, чтобы использовать уже готовые игрушки, Дитцель решила предоставить детям использовать свое воображение, чтобы устроить это пространство так, как они хотят.
То, как Дитцель использовала пространство, цвет и простые формы для создания творческой игры, явилось настоящей революцией. Ее усилия были замечены профессиональным сообществом. Знаменитый световой дизайнер Поул Хеннингсен написал: «В своей детской комнате Нанна Дитцель представила нечто необычное и захватывающее, как третье измерение в жизни детей. Возможно, кто-то из играющих, кто карабкался на эту пирамидальную структуру, станет архитектором, настолько она необычная. Возможно, он вспомнит свои богатые впечатления от своей встречи с «третьим измерением» и продолжит представлять его в домах для нас, взрослых»(журнал Mobilia № 94, май 1963 г.). Дитцель продолжит традицию создания подобных игровых площадок уже на постоянной основе: одна из самых известных — в Детской библиотеке в Люнгбю, которая появилась в 1968 году.
С 1954 года Нанна Дитцель начала долгое и плодотворное сотрудничество с ювелирным брендом Georg Jensen, создав для них множество ставших классикой марки колец, браслетов, ожерелий и брошей. Ее работа отличалась тяготением к скульптурным решениям и довольно большими размерами; украшения были оригинальными и минималистскими. Больше всего ей нравились выразительные кривые линии и «непрерывность» частей в украшениях. Тот же принцип она использовала впоследствии в своей мебели.
В 1968 году судьба Нанны Дитцель круто изменилась: она вышла замуж за мебельного дилера Курта Хейде (Kurt Heide) и перехала в Лондон, где они основали компанию Interspace, быстро получившую международное признание. В их шоуруме продавалась итальянская мебель, а также вещи и текстиль по проектам Нанны. Направление ее поисков заметно изменилось: если раньше ее интересовали преимущественно природные материалы, сочетание дерева и плетеных деталей, то сейчас она переключилась на эксперименты со стекловолокном.
В 1984 году супруги продают Interspace, а в 1985 Курт умирает, и Нанна решает вернуться в Данию. Она вновь основала дизайнерскую студию, которая в последующие 20 лет стала прогрессивным центром, где датский дизайн получил новое дыхание. За это время появились настоящие шедевры. В том числе и стул Trinidad, самая коммерчески успешная работа Нанны Дитцель, которая родилась в 50-е, но так и не увидела свет.
В первоначальной версии Trinidad были изогнутые ножки, придававшие предмету причудливый вид — однако их было невозможно изготавливать массово. Позже Дитцель совместно с Эйнаром Педерсеном и компанией Federicia доработали модель: создали гладкую стальную основу и упростили ножки. Сейчас этот яркий декоративный стул, вдохновленный формой домов Карибского бассейна, сочетает причудливый дизайн и передовые технологии лазерной резки. Модель стала отправной точкой многолетнего сотрудничества Дитцель и Fredericia: по сути она стала для компании вторым по значимости дизайнером после Берге Могенсена.
Еще один объект позднего периода — это «Скамья для двоих» (гибрид двухместного дивана и скамейки), награжденная золотой медалью в Асахикаве, Япония, в 1990. Замысловатые концентрические круги в стиле ар-деко и оптическая иллюзия, похожая на полотна Бриджит Райли, превращают утилитарный предмет в арт-объект. Скамья изготовлена из клена, с трафаретной печатью для рисунка. Создавая его, Дитцель следовала заветам Ханса Вегнера, фанатично относившегося к деталям и говорившего, что «у стула не должно быть обратной стороны».
С 1995 года, когда Нанне уже было 72 года, она стала привлекать к работе в студии свою старшую дочь Дэнни. Она и возглавила студию после смерти матери, а младшие дочери Дитцель вошли в состав управления компании Fredericia, с которой их мать сотрудничала много лет. В 1996 году Дитцель была избрана почетным королевским дизайнером в Королевском обществе искусств в Лондоне, а в 1998 году была награждена грантом Министерства культуры Дании за художественные достижения.